Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 8 (20)'04 - ВУЗОВСКИЕ БИБЛИОТЕКИ
Воспитание культурного человека
Наталья Мирославовна Свергунова,
директор научной библиотеки
Орловского государственного
технического университета

Библиотека вуза — важнейшая составляющая формирования общей культуры учащихся.
Ее деятельность должна быть направлена, с одной стороны, на обеспечение основных условий для образования и научной деятельности, с другой — на культурное развитие каждого студента.

Сегодня, как, впрочем, и всегда, актуален вопрос о роли образования. Несмотря на повышение его общего уровня, наблюдается падение престижа образованности. Алкоголизм, наркомания в молодежной среде указывают на явную деградацию. Не нужно далеко ходить, достаточно послушать, как и о чем разговаривают студенты в коридорах, аудиториях, транспорте. Эти примеры, список которых каждый из нас может продолжить, показывают, что молодежь утрачивает общечеловеческие ценности, смещает нормы, приоритеты.
Зная, что будущее человечества в первую очередь зависит от молодого поколения, необходимо большое внимание уделить воспитанию. Наиболее значимым и эффективным средством воспитания считается образование. Именно оно обеспечивает необходимую меру соотношений традиций и новаций в знаниях, нормах и эталонах культуры.1
Основное предназначение университетов во все времена состояло в накоплении знания, приобщении к культурным, этическим, интеллектуальным, духовным ценностям. Решать вопросы организации воспитательного процесса структурные подразделения университета должны сообща. Федеральный закон «О библиотечном деле» (1994) определяет библиотеку как «информационное, культурное, образовательное учреждение»,2 и на библиотеку вуза, как и на прочие его структурные подразделения, возлагаются задачи воспитания и формирования общей культуры студента.
Новые требования, выдвигаемые обществом в подготовке специалистов, обусловили необходимость системного преобразования работы вузовской библиотеки, предполагающего единство содержания, форм, методов и средств библиотечной деятельности. В связи с этим важным средством представляется деятельность библиотеки в образовательном пространстве вуза. Очевидной становится необходимость создания новых библиотечных технологий, направленных на воспитание, формирование общей культуры будущего специалиста, осуществляющего свою деятельность в современной, качественно новой информационной среде, осознающего свою исключительную сущность, способного эффективно использовать накопленные человечеством знания.
Воспитание — процесс систематического и целенаправленного воздействия на физическое и духовное развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности — тесно связано с задачами обучения, приводя в жизнь тезис: «воспитание в процессе обучения, обучение в процессе воспитания». Одним из направлений воспитания является формирование ценностных ориентаций личности, поскольку это важнейшая характеристика личности, определяющая отношение к окружающему миру. Основным содержанием ценностных ориентаций личности выступают ее политические, нравственные убеждения, глубокие и постоянные высоконравственные принципы поведения. Именно в силу этого ценностные ориентации являются предметом воспитания. Развитые ценностные ориентации — признак целостности личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая структура ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и нормам. Все процессы тесно связаны со степенью вовлечения обучающегося в культуру.
Когда мы говорим о культуре, то чаще всего имеем в виду какую-либо ее разновидность: музыкальную культуру, художественную культуру, культуру речи, культуру общения и т. д. Однако культура обладает своего рода всеобъемлющим качеством, составляя определенную систему мировоззрения и поведения. Именно культура задает систему ценностных представлений, регулирующих индивидуальное социальное поведение человека, служит базой для постановки и осуществления познавательных, практических, личностных задач. Наша задача выпустить из стен университета высококультурного специалиста.
Опыт работы научной библиотеки ОрелГТУ показывает, что цели и мотивы, которыми руководствуется студент, приходя в библиотеку, самые разнообразные — от острой необходимости найти информацию для подготовки к занятиям до желания просто отдохнуть и развлечься: пообщаться с друзьями, прочесть журнал развлекательного содержания, заглянуть в интернет и т. д. И библиотеке необходимо воспользоваться тягой студента к саморазвитию. Для достижения успеха необходимо важное предварительное условие — согласованная позиция администраторов, педагогов и библиотечного персонала относительно модели обучения и воспитания, которую хотели бы реализовать в данном учебном заведении. Этот процесс нуждается в целенаправленном регулировании, требует четкой расстановки сил и органического взаимодействия всех структурных подразделений учебного заведения. Успехи учебно-воспитательного процесса в немалой степени зависят от активной, творчески направленной деятельности всех участников этого процесса, который предполагает активные двусторонние связи воспитателя (профессорско-преподавательского состава, сотрудников университета) и воспитуемого (студента) на основе педагогики сотрудничества, в результате чего происходит их взаимное духовное обогащение.
Даже при отсутствии в университете общего взгляда на технологию обучения, библиотекарь не имеет права бездействовать, заняв выжидательную позицию. Необходимо поддерживать процесс обучения и воспитания, развивать партнерские отношения с профессорско-преподавательским составом и другими структурами университета. Библиотека, является частью высшей школы и, в первую очередь, должна обеспечивать учебный процесс и жить по законам того учреждения, частью которого является, т. е. выполнять присущие ей функции.
Как уже отмечалось, работа должна вестись целенаправленно и сообща. Первоначально необходимо определить задачи, которые видит перед собой библиотека и какие методы и формы сотрудничества с кафедрами университета предлагает для формирования общей культуры студента.
Во-первых, любой человек так или иначе сталкиваясь с окружающим миром, и с образовательным процессом в частности, нуждается в получении разного рода информации. Задача библиотеки — собрать, обработать, показать, где и как эту информацию можно найти и каким образом наиболее эффективно ее использовать.
Во-вторых, на основе все той же информации воспитывать студенчество посредством приобщения к искусству, музыке, природной красоте, отражая все те культурные процессы, которые происходят как в университете, так и на региональном и мировом уровне. Деятельность библиотеки должна быть направлена, с одной стороны, на обеспечение основных условий для образования и научной деятельности, с другой — на культурное развитие каждого студента.
Так каким же образом необходимо действовать, чтобы заинтересовать студента?
Следует обеспечить формирование фонда библиотеки документами, необходимыми для организации учебного процесса по всем дисциплинам реализуемых образовательных программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, изданиями по направлениям научно-исследовательских работ, обеспечить выполнение массовых и индивидуальных запросов пользователей по всем отраслям знаний в помощь самообразованию, повышению общего уровня культуры.
Библиотека, совместно с кафедрами и другими структурными подразделениями университета должна сформировать такой фонд, который бы полностью отвечал информационным потребностям читателей и был не только держателем учебной, учебно-методической, научной литературы, но содержал бы и научно-популярную, и художественную литературу. Мы сейчас живем в такое время, когда в образовательном процессе, в повседневной жизни активно применяются информационные технологии, поэтому (опять же совместными усилиями), мы обязаны комплектовать фонд видеоматериалами, электронными носителями, удаленными ресурсами. Но такими, которые не будут лежать мертвым грузом на полках, а будут активно использоваться в образовательном и воспитательном процессе.
Для обеспечения пользователей информацией библиотеки, и наша в том числе, используют различные виды информационной работы: массовое, групповое, индивидуальное информирование. Данные виды информирования предполагают такие мероприятия, как «День информации», выставки новых поступлений, тематические выставки, тематические обзоры, выпуск дайджестов, библиографических пособий, оповещение о новых поступлениях посредством электронной почты и др.
Мало того, привычные для нас тематические библиографические обзоры могут содержать информацию не только о научных, учебных изданиях, но и о художественных, научно-популярных произведениях. Особенно широкую возможность представляют здесь история, политология.
Такие мероприятия, как «День библиотеки на кафедре…», также могут носить разнообразный характер, включая в себя проведение сразу нескольких мероприятий в рамках одного. Кроме того, «День кафедры … в библиотеке», «День … факультета в библиотеке», «День первокурсника», несправедливо забытый в нашем университете «День специалиста» раскрывают широкие возможности. Опыт проведения таких мероприятий показывает, что студенты, обучаясь в университете, мало что знают о своей будущей специальности, о своем факультете, об университете в целом, не говоря уже об отдельных его структурах. Организация в рамках таких мероприятий выставок работ преподавателей кафедр, отмеченных высокой оценкой студенческих работ, встреч с интересными людьми университета знакомит студентов с историей вуза, которой они, как правило, не интересуются.
Воспитание патриотизма, любви к родине, терпимости, толерантности всегда остается особой темой. В данном направлении мы предлагаем проведение следующих мероприятий:
• издание биобиблиографических пособий, посвященных видным ученым нашего университета;
• презентации книг, изданных учеными университета не только на базе университетского издательства, но и тем более в других издательствах;
• встречи с интересными людьми города (если это художники, то организация выставок их работ; если это писатели или поэты — выступления самих авторов и т. д.). Среди приглашенных могут быть бизнесмены, артисты, художественные коллективы и др.
• выставки краеведческой литературы, тематические обзоры и т. д.
Особой строкой всегда стоят массовые мероприятия, приуроченные к знаменательным датам, тем или иным праздникам — Дню влюбленных, Татьяниному дню, 8 Марта, 1 Апреля, Дню машиностроителя и др. — с организацией не только какой-либо теоретической части, но и различной конкурсной программы, тестирования.
Использование новых информационных технологий дает возможность проведения мероприятий новых форм, таких как просмотр фильмов с последующим обсуждением, проведение электронных презентаций о видных деятелях культуры, искусства и т. д. Так, например, было проведено мероприятие, посвященное Винсенту Ван Гогу, где наряду с теоретической информацией был организован просмотр слайдов его работ, причем каждый желающий мог ознакомиться с данной электронной выставкой в любое время, поскольку она функционировала беспрерывно.
Наличие определенного количества учебных и художественных фильмов на видео- и цифровых носителях дает возможность их использования как в учебном процессе, так и во внеурочное время. Наличие CD обучающего характера и различных игр позволяют организовывать конкурсы и соревнования. Наличие систем караоке и видеокамеры позволяют проводить увеселительные мероприятия. Применение видеокамер при проведении занятий со студентами, например, в курсе «Стилистика и культура речи», думаю, может дать неплохие результаты, поскольку, во-первых, это увлекательно, а во-вторых, полезно.
Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура личности является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в конкретных навыках по использованию в своей деятельности технических устройств (от телефона до персонального компьютера); в умении целенаправленно работать с информацией, извлекать ее из различных источников и эффективно использовать; во владении основами аналитической переработки информации. Именно поэтому существует необходимость формирования у будущего специалиста информационного стиля мышления, подготовки его к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологией работы.
Ежегодно сотрудники НБ ОрелГТУ проводят в курсе «Введение в специальность» занятия по основам библиотечно-библиографических знаний; активно читают курс лекций «Основы информационной культуры» для студентов 1-го курса и укороченный курс «Поиск информации в справочных системах» для студентов 1-го курса дистанционной формы обучения.
Для активизации процесса обучения используются наглядные пособия, в ходе занятий чередуются различные формы обучения. Овладение каждым студентом учебным материалом разделяется на две последовательные фазы: овладение основами теории и овладение методами применения теории к решению различных практических задач. Однако следует заметить, что студент-первокурсник еще не совсем адаптирован к новой образовательной среде и считает, что если за изложением материала не следует контроля, то и подробное изучение изложенного совсем не обязательно. Поэтому эффективность занятий достигается сочетанием учебных блоков: теория — практика — контроль.
Следует отметить, что все занятия скорректированы с учетом изменений, происходящих в библиотечно-библиографической практике. При наполнении содержательной стороны занятий учтены как потребности библиотеки и вуза, так и интересы пользователя. При разработке курса лекций и практических занятий авторы постарались отразить все изменения в библиотечной сфере и показать студентам, пусть и фрагментарно, весь спектр современных библиотечных технологий и сервисов.
Внедрение современных информационных технологий в библиотечную среду вообще и в научную библиотеку ОрелГТУ в частности, автоматизация большинства процессов, активное развитие электронного каталога, появление сервера библиотеки и доступа в интернет, приобретение сотрудниками опыта в области современных библиотечных сервисов, открытие зала электронной информации, оборудованного для комфортной работы пользователей библиотеки с различными видами информации, создало условия для проведения части практических занятий непосредственно в библиотеке, с использованием компьютерной техники.
Библиотека университета как современный информационно-культурный центр является важнейшей составляющей в процессе воспитания студентов. Имея неограниченные возможности доступа к различного рода информации, библиотека вуза выступает одновременно как источник, из которого черпает свои знания формирующаяся личность и как источник социальной адаптации молодого поколения.

1 Ушакова М. В. Образование в трансформирующемся обществе / М. В. Ушакова //Вестник МУ. Сер. 18. Социология и политология. — 2002. — №.4. — С. 147—158.
2 О библиотечном деле: Федеральный закон РФ от 29 декабря 1994 г., №78—ФЗ // Справочник библиотекаря / Под. ред. А. Н. Ванеева, В. А. Минкиной. — СПб.: Изд-во «Профессия», 2000. — 432 с.
Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы