Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 8 (20)'04 - ВУЗОВСКИЕ БИБЛИОТЕКИ
Новые задачи — новое мышление
О. И. Шкира, директор библиотеки Переяслав-Хмельницкого государственного педагогического университета имени Григория Сковороды

Для пространства университетской библиотеки сегодня характерно быстрое развитие информационной индустрии, которое значительно изменяет характер
и содержание профессиональных функций. Совершенствуя современную модель библиотечного дела, библиотека становится более значимым звеном вуза.

Россия и Украина издавна имеют прочные научные и культурные связи, которые плодотворно развиваются и сегодня — реализуются различные совместные русско-украинские проекты, проводятся научные конференции, обмен учеными и информацией. Библиотека Переяслав-Хмельницкого государственного педагогического университета (ГПУ) активно участвует в этой деятельности.
2004 год отмечен тесным сотрудничеством научных работников Украины и России в сфере гуманитарных наук. 3 февраля 2004 года в Переяслав-Хмельницком ГПУ имени Григория Сковороды прошла Международная научно-теоретическая конференция «Переяславская рада 1654 года: историческое значение и политические последствия». В работе конференции приняла участие российская научная делегация, возглавляемая академиком РАН, директором Института общей истории РАН А. О. Чубарьяном.
Затем 11—15 мая 2004 года в нашем вузе состоялся научный семинар «Актуальные проблемы древнерусской археологии». В нем также приняли активное участие ученые Москвы и Санкт-Петербурга, делегацию которых возглавлял директор Института археологии РАН, доктор исторических наук Н. А. Макаров.
Содействие в проведении различных научных мероприятий — конференций, семинаров, «круглых столов» и т. д. — оказывала библиотека университета.
Сотрудники современных научных библиотек — это не только традиционные хранители и распространители постоянно возрастающего информационного потока, они являются аналитиками информации, провайдерами, информационными менеджерами.
В современных условиях основными задачами библиотеки университета являются:
• полное содействие реализации государственной политики в области образования;
• информационное обеспечение программных и факультативных знаний, самообразования студентов;
• воспитание у студентов информационной культуры, постоянного стремления к поиску информации, формирование привычек систематизации и личной оценки информации;
• обучение студентов технологиям пользования библиотеками всех типов;
• воспитание мыслящего, вдумчивого, грамотного читателя;
• всестороннее содействие повышению профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава;
• создание комфортной библиотечной среды;
• реформирование библиотеки, которая бы включала как традиционные и современные носители информации, так и мультимедийные технологии.
Внедрение новейших информационных технологий повлияло на модернизацию информационно-библиографической деятельности нашей библиотеки. Изменились не только формы библиографической работы, но и функции библиографов. Сегодня это уже не только поиск в БД библиотеки — к нему прибавилась работа в интернете, с полнотекстовыми БД (доступ к полнотекстовым БД «Законодательство Украины», электронные версии периодических изданий, БД на СD и др.)
Новые технологии требуют усвоения новых и расширения профессиональных знаний, поэтому Библиотечный лицей, который координирует и направляет деятельность методической работы библиотеки, планирует «Школу компьютерного образования», где сотрудники библиотеки получают практические советы по освоению сложной техники и программ.
Необходимость удовлетворения новых информационных потребностей современных пользователей за счет преимуществ новой электронной информационно-коммуникационной среды ставит перед библиотекой приоритетные задачи:
• усовершенствование информационного обеспечения путем внедрения программного продукта «УФД/Библиотека»;
• использование в работе библиотеки разнообразных компьютерных технологий;
• создание электронного читального зала, интернет-мест (с системой путеводителей по библиотечным, книжным, информационным ресурсам в интернете, внедрение сканирования наиболее важных статей, разделов книг, их занесение в компьютерную сеть с возможностью переноса их содержания на дискеты или бумажные носители);
• открытие собственного ресурсного центра, то есть накопление адресов полезных и высококачественных информационных ресурсов и их систематизация;
• информационное обеспечение потребностей студентов и преподавателей;
• информационное обеспечение проведения конференций, семинаров и выставок;
• оперативное обновление web-страницы библиотеки на сайте университета (www. dpu.com.ua);
• завершение процесса ретроспективного введения фондов в электронный каталог и дальнейшее его наполнение новыми документами.
Ведущее место в работе информационного отдела занимает пополнение собственных электронных информационных ресурсов: систематической картотеки статей (СКС), тематическо-информационных списков и библиографических указателей и т. д.
Продолжается дальнейшее комплектование электронных версий на СD и DVD с учебными программами, в частности, учебниками, словарями, художественной литературой, способствуя формированию среды электронной библиотеки.
Для разработки технологий дистанционного обучения и применения их в образовательном процессе университета создается система методического и информационного обеспечения обучения научной, методической и профессиональной литературой. Процесс информатизации требует формирования нового мышления и, в первую очередь, воспитания у студентов информационной культуры читателя, что является одной из важнейших задач работников информационно-библиографического отдела.
В библиотеке разработана программа развития информационной культуры потребителей. Как известно, уровень информационной культуры определяется умением правильно формулировать свои потребности в информации, быстро ее разыскивать, оценивать, отбирать наиболее актуальное и эффективно использовать. Отработана система обучения пользованию информационными ресурсами. Библиотека знакомит абитуриентов и студентов-первокурсников с правилами пользования библиотекой, каталогами, картотеками, справочной литературой и т. д.
Постоянно действующей является выставка «Экспресс-информация», которая презентует новые издания научных работ преподавателей университета. Систематически выпускаются «Библиотечные курьеры», которые вмещают перечень новых поступлений, а также информационно-рекомендательные списки периодических изданий для преподавателей и студентов всех факультетов.
Библиотека является и должна быть местом, где происходит что-то интересное, значимое, а не просто местом для обмена книг. Именно творческие подходы в нашей библиотеке формируют духовно-моральные ценности у наших читателей. Именно образование и наука наиболее способны ныне генерировать новые духовные и интеллектуальные ценности.
Приоритетной работой в библиотеке является информационная деятельность. На протяжении пяти лет с целью предоставления информации о новых поступлениях, библиотека регулярно проводит «Дни информирования», которые переросли в «Информационную ярмарку».
Такое разноплановое и многоаспектное объединение усилий специалистов разных гуманистически-образовательных сфер дало возможность посетителям в границах одного пространства удовлетворять разнообразные человеческие и профессиональные потребности, а именно:
• читать и конспектировать новейшую информацию из книг, газет, журналов;
• общаться с представителями других специальностей, обмениваться мнениями;
• созерцать и покупать произведения искусства и книги у представителей торговых обществ;
• знакомиться на почве сопредельных профессий.
И, что самое главное, — это живое общение с людьми, книгами, произведениями искусства. Такие «Информационные ярмарки», которые постоянно посещают около 700 человек, имеют большую эффективность. Работники нашей библиотеки ввели такой вид информирования пользователей, как «пресс-дайджесты» — тематически-библиографические указатели книг и статей периодических изданий, — которые нашли одобрительный отзыв среди преподавателей и студентов. Дайджест состоит из фрагментов текста разных документов, это могут быть цитаты, конспекты, выписки, которые подобраны по определенной теме, не обеспеченной обобщающими публикациями, но вызывающей заинтересованность у потенциальных читателей.
Методика составления дайджеста аналогичная методике подготовки тематических указателей. Но различие состоит в том, что если для тематического указателя единицей группирования являются документы, то для дайджеста характерны фрагменты текста, которые имеют узкую тематику, разные аспекты рассмотрения проблемы.
Структура дайджеста имеет титульный листок, название, предисловие (от составителя), основной текст, список использованной литературы. При необходимости можно включать приложение и словарь основных терминов. Документы могут быть как в электронном, так и в печатном виде, иметь разную форму (по выбору автора), а также возможные изменения и в самой структуре.
Главной задачей пресс-дайджеста является обеспечение студентов и научных работников необходимой информацией об изданиях, которые имеются в наличии библиотеки по данной теме. Наличие такого вида информирования дает возможность библиотекарям как можно шире использовать новые методы работы с читателями, устанавливать более тесные связи с посетителями библиотеки, у которых, в свою очередь, должен возрастать потенциальный интерес к информации. Выпуски пресс-дайджестов вызвали интерес у редакции газеты «Детский сад» (г. Киев), на страницах которой систематически стали печататься дайджесты по тематике дошкольного воспитания.
Формирование фонда библиотеки осуществляется с непосредственным участием специалистов университетских кафедр. После обработки каталогов, прайс-листов, электронных сообщений книготорговых организаций библиотекарями отдела комплектования информация об изданиях посылается на университетские кафедры и принимается отделом с рекомендациями, которые учитываются при закупке книг. Тесное сотрудничество библиотеки с издательствами и книготорговыми организациями позволило ввести такой вид информирования о книгах и одновременно дало возможность после ознакомления пользователей с ними заказать и получить их, как «Акция новой книги».
Социально-экономические реалии настоящего связаны с нарушением системы снабжения библиотек печатной продукцией. При этих условиях работники библиотеки начали поиск альтернативных путей комплектования: налажены и постоянно расширяются связи с издательствами, благотворительными фондами, представителями украинской диаспоры. Формированию фонда библиотеки Переяслав-Хмельницкого ГПУ имени Г. Сковороды способствует Сервисный ресурсный центр Украины, систематически выполняются заказы на комплекты школьных учебников и пособий для вузов. Важное значение в процессах создания фондов имеет обмен литературой с библиотеками Украины, в частности с Национальной библиотекой Украины имени В. Вернадского (НБУ). На взаимовыгодных условиях осуществляется обмен книгами с библиотеками вузов Украины.
Для активизации работы библиотеки и обслуживания посетителей введена в действие электронная система «УФД/Библиотека», продолжает активно функционировать межбиблиотечный абонемент, благодаря которому читатели имеют возможность получить необходимую литературу в НБУ.
Любое влияние на человека, в том числе и воспитательное действие книгой, оказывающее влияние на его внутренний мир — взгляды, интересы, стремления, чувства, привычки — прививает и воспитывает информационную культуру, почтительное отношение к книге. Читатели отличаются друг от друга социальными, профессиональными, национальными, психологическими особенностями. Дифференцированный подход к каждому из них возможен при условии систематического и всестороннего изучения читателей, их индивидуальных особенностей. Задача библиотекаря — учитывать интеллектуальное развитие читателя, но не опускаться к уровню неразвитого читателя, неуклонно, с большой осторожностью оказывать содействие его духовному становлению.
Сегодня фонды университетской библиотеки насчитывают около 200 тыс. экземпляров книг, 300 названий периодических изданий. Ежегодно обслуживается около 14 000 пользователей, которым выдается около 332 000 экземпляров документов. Ведется активная работа над составлением краеведческого каталога, вмещающего перечень документов городских музейных библиотек. Университетская библиотека является местом проведения разнообразных информационных семинаров, встреч с работниками образовательных учреждений города и района, гостями учебного заведения.
В последнее время наша библиотека стала своеобразным методическим центром для библиотек города и района. Начат цикл практических семинаров «Новые технологии школьных библиотек», которые включают следующие вопросы:
• профессиональная этика библиотекаря;
• формирование положительного имиджа библиотеки;
• усовершенствование справочно-информационной деятельности;
• периодические издания в библиотеке.
В рамках сотрудничества с преподавателями университета, учителями города и района, научными работниками научно-исследовательских институтов проводятся информационные семинары «День биолога», «День филолога», «День историка» и т. д.
Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы