Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 7 (19)'04 - Детские библиотеки
Как стать гроссмейстером чтения?
Валентина Бородина,доцент кафедры социологии и психологии чтения СПбГУКИ, кандидат педагогических наук, член-кор. Международной академии акмеологических наук

Продолжаем занятия по освоению читательского мастерства. Третий практикум посвящен художественной прозе. Ей присущи другие, нежели поэзии, язык и стиль, иные композиция и архитектоника текста.
Есть множество теоретических подходов в анализе художественных текстов, на основе которых разрабатываются методики, помогающие воспринимать текст


Любого человека что-то побуждает к чтению вообще и конкретной книги в частности. Считается, что каждая книга рассчитана на определенного читателя. Помните у Ш. Ранганатана: «Каждому читателю его книгу» и «Каждой книге ее читателя». Но есть книги — для всех и каждого. Можно сказать, что таковой является книжка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ее можно читать в любом возрасте целиком и выборочно, перечитывая помногу раз. Только методика «погружения» в текст, его восприятие будет разной. В основе лежит принцип «лестницы» — восхождение в понимании смысловой и эмоционально-эстетической сути этого художественного произведения. Маленький принц — одно из немногих произведений, которое можно читать даже самым маленьким (выборочно), переходя от одной возрастной ступени к другой, от читателя—слушателя к читателю—литературоведу.
Что представляет собой «Маленький принц» с точки зрения жанра? Сам автор в предисловии-посвящении не пишет, что это сказка. Он называет «Маленького принца» просто книжкой. И далее: «Я охотно начал бы эту повесть как волшебную сказку. Я хотел бы начать так: «Жил да был Маленький принц. Он жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга…». Те, кто понимает, что такое жизнь, сразу увидели бы, что это гораздо больше похоже на правду. Ибо я совсем не хочу, чтобы мою книжку читали просто ради забавы. Сердце мое больно сжимается, когда я вспоминаю моего маленького друга, и нелегко мне о нем говорить».
Переводчик Нора Галь в предисловии определяет ее как сказку. Специалисты называют ее повестью-притчей, иногда с оговоркой, «вроде бы сказка». Правда и вымысел, реальность и ирреальность, сказочные персонажи и реальные люди, философский смысл их дел и рассуждений осложняют определение жанра этой книжки. Опираясь на мнение автора, определим ее как философскую повесть-притчу в форме сказки.
Она непроста для чтения (мудрая и глубокая, внешне проста и внутренне сложна, в чем-то противоречива, ясная и загадочная), требует максимального включения всех интеллектуальных сил и чувств читателя. Ее надо не просто читать, а перечитывать, постоянно возвращаясь, чтобы не упустить важное для осмысления и переживания. Она достаточно сложна по композиции и требует от читателя повышенного внимания, чтобы не рвалась логика в восприятии и понимании сложного мира мыслей и чувств Маленького принца в мире взрослых и в пространстве мироздания. Уникальность этой сказки-притчи, повести-притчи в неисчерпаемости осмысления «что такое жизнь» детьми и взрослыми. В ней глубокие философские размышления о долге и верности, о дружбе и любви, о добре и зле, об ответственности людей по отношению друг к другу и природе, о мире ребенка в мире взрослых, о потерях и приобретениях, об утешении и печали, в итоге — о загадочности и непостижимости жизни во Вселенной.
Как читать? Вначале «залпом, не отрываясь», как Нора Галь (переводчик этой сказки), сердцем. И уж затем разумом, рассуждая и наслаждаясь в процессе повторного чтения.
Первичное чтение чаще всего является эмоционально целостным. Синкретично воспринимаются все «пласты» художественного текста (сюжетно-фабульный, конкретно-исторический, идейно-смысловой, художественных достоинств). Дальнейшее погружение в текст требует включения не только эмоций, но и разума человека.
Глубже воспринять и осознать художественный текст помогут вопросы, рассуждения, отзывы, специальные задания, игры, тренинги. Они могут применяться отдельно и в комплексе. Использование тех или иных методов воспитания культуры чтения художественной прозы зависит от многих факторов (целей и задач чтения, возраста читателей, уровня культуры чтения, форм общения библиотекаря с читателями).
Вначале целесообразно провести изучение осведомленности читателей о сказке-притче и ее авторе. Выбор метода изучения (интервью или анкетирование) зависит от возраста читателя. Вопросы направлены на выявление степени знакомства и могут быть такими:
• Знакомы ли со сказкой «Маленький принц»?
• Если не знакомы, как считаете, о ком и о чем она?
• Если знакомы в любом варианте (слышали о ней от других; смотрели фильмы, спектакли, балет; читали сами или кто-то читал вам), скажите, какие чувства она вызвала? Укажите, в какой форме познакомились со сказкой.
• Что Вы знаете об авторе сказки?
• Хотите участвовать в обсуждении-игре «Маленький принц и Мы»?
После получения ответов на вопросы и их анализа принимается решение о работе со сказкой-притчей. Наряду с непосредственным общением индивидуально и в группе можно использовать заочное общение с читателями (с помощью стендов, читательской почты, альбомов с заданиями и ответами на вопросы).
Библиотекарь в результате опроса располагает данными о степени знакомства с произведением и об эмоциональном отношении к нему. Эти данные становятся основой погружения в содержание текста, его смысл.
Вопросы и задания помогут увидеть разные грани сказки, одновременно развивая культуру чтения в целом и творческие способности читателя в частности. Формулировки вопросов, их последовательность определяет библиотекарь в зависимости от того, для чего и каким читателям он помогает осознать, почувствовать, понять и принять содержание и форму сказки.
Вначале важно сформировать установку на восприятие сказки, обратив внимание на предисловие автора. Кому и для чего он посвятил ее? Как сам автор определил жанр? Согласны ли с автором? Подобные вопросы не только формируют жанровое сознание читателя, но и способствуют более глубокому пониманию того главного, о чем автор хотел сказать всем нам, как маленьким, так и взрослым.
Приведем примеры вопросов и некоторых заданий. Их можно встраивать в собственную логику творческой работы с повестью-притчей «Маленький принц».
1. Читать дома и вести дневник.
2. Нарисовать по желанию понравившийся эпизод или рисунок ко всей сказке-притче (обратить внимание на рисунки самого автора!).
3. Какие другие названия можно придумать для данной сказки-притчи?
4. Почему Маленький принц решил покинуть свою планету, а затем вернуться?
5. Что решил посетить Маленький принц, отправившись странствовать, и для чего?
6. Какие названия можно дать астероидам, на которых побывал Маленький принц?
7. Выучить понравившиеся диалоги.
8. Чему научился Маленький принц во время путешествия?
9. Что и как менялось в Маленьком принце, когда он находился на Земле?
10. Обратили ли внимание на то, что змея оказалась первой, с кем встретился Маленький принц на Земле, и последней. Почему? В чем смысл слов змеи?
11. Был ли Маленький принц невежлив, когда не отвечал на вопросы других?
12. Как понять фразу «Зорко одно только сердце»?
13. Подтвердите мнение географа о Земле, что у нее неплохая репутация.
14. Какие выражения в сказке-притче являются для нее ключевыми?
15. Согласны ли с тем, что главные черты Маленького принца это: прозорливость, чуткость, отзывчивость, чувствительность, настойчивость в желании «дойти до самой сути».
16. Соответствует ли внешний облик Маленького принца его внутреннему миру? Какие характеристики встречаем? «Необыкновенный малыш, тоненький голосок, золотые волосы, золотые пряди волос, бледный лоб, хрупкое сокровище, смех — точно родник в пустыне...»
17. Придумать продолжение сказки.
Можно ли подтвердить, что у Маленького принца «зорко сердце»? В сказке-притче есть описание того, как появилась Роза на планете Маленького принца. Роза проросла «…однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, и Маленький принц не сводил глаз с крохотного ростка, не похожего на все остальные ростки и былинки. Вдруг это какая-нибудь новая разновидность баобаба? Но кустик быстро перестал тянуться ввысь, и на нем появился бутон. Маленький принц никогда еще не видал таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо».
Как автор описывает появление этого чуда? Надо найти и выразительно прочитать вслух этот отрывок, где описывается рождение Розы, появления ее на свет.
Прозорливую чуткость Маленького принца подтверждает и следующий отрывок: «Он не понимает, как велика опасность. Он никогда не испытывал ни голода, ни жажды. Ему довольно солнечного луча…». Я не сказал этого вслух, только подумал. Но маленький принц посмотрел на меня и промолвил: — ...
Что же промолвил Маленький принц?
Надо вспомнить эти слова. Вот они: «Мне тоже хочется пить… Пойдем поищем колодец».
Ошибался ли Маленький принц? Вспомним, как складывались отношения Маленького принца и розы? «Скоро оказалось, что красавица горда и обидчива, и Маленький принц совсем с ней измучился... вскоре в душе его пробудились сомнения. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным».
И он решил уйти от розы. Как повела себя Роза, когда узнала, что теряет Маленького принца? В чем призналась и что пожелала ему?
Но он тогда не понял свою розу: «Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить».
Роза при расставании пожелала Маленькому принцу: «Постарайся быть счастливым…». Стал ли счастливым Маленький принц? Почему он решил вернуться на свою планету?
О каком секрете Маленького принца и как узнал автор? Почему разрыдался Маленький принц?
Автор говорит: «… на моей планете по имени Земля плакал Маленький принц, и надо было его утешить… Я чувствовал себя ужасно неловким и неуклюжим. Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня… Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слез…».
Придумать название каждому астероиду, на котором побывал Маленький принц.
Формулируя названия, выразите самое главное в рассказе о планетах.
Какие темы отражены в этих рассказах? Согласны ли с тем, что это темы власти, тщеславия, совести и порока, несерьезных дел, верности слову, эфемерности и вечности?
Примеры из текста:
«Власть, прежде всего, должна быть разумной. Я имею право требовать послушания… Я потребую, чтобы солнце зашло. Но сперва дождусь благоприятных условий, ибо в этом и состоит мудрость правителя. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
«Ведь тщеславные люди воображают, что ими восхищаются. Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал».
«Хочу забыть, что мне совестно… Совестно пить».
«… пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту бумажку в ящик и запираю его на ключ. Забавно! И даже поэтично. Но не так уж это серьезно».
«Уговор есть уговор. Уговор не менялся. В том-то и беда! …ему все больше нравился этот человек, который был так верен своему слову».
«Цветы мы не отмечаем… цветы эфемерны. Мы пишем о вещах вечных и неизменных».
Интеллектуальные задания игрового характера

1. Определить, кому какие высказывания принадлежат:
1. Одни только дети знают, что ищут Стрелочник (1)
2. Там хорошо, где нас нет Роза (2)
3. Слова только мешают понимать друг друга Фонарщик (3)
4. Себя судить куда труднее, чем других Пьяница (4)
5. Уговор есть уговор Маленький принц (5)
6. Постарайся быть счастливым Король (6)
7. Хочу забыть, что мне совестно Лис (7)
2. Вставить пропущенные слова:
1. Зорко одно только ________.
2. Странный народ эти ________.
3. Но если дашь волю _________, беды не миновать.
4. Это очень печально, когда забывают _________.
5. Этот смех для меня — точно родник в _________.
6. Узнать можно только те вещи, которые ____________.
7. Мы разбудили _________, и он запел.
8. Одни только _______ знают, что ищут.
9. ____________ надо беречь: порыв ветра может их погасить…
10. _________, прежде всего, должна быть разумной.


3. Составить лингвистические модели персонажей сказки. Лингвистические модели — это описание кого-нибудь или чего-нибудь с помощью названий (авторского и читательского, являющегося синонимом) в первой и пятой строчках, двух прилагательных (вторая строчка), трех глаголов (третья строчка) и четырех наречий (четвертая строчка). Если удается, можно написать в стихотворной форме, либо просто рифмованные все пять строчек. В технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» этот прием называется синквейном (пятистрочием).
Кто или что?
Какой, какая, какое?
Что делает?
Как делает?
Другое название (синоним к «кто или что»)
Пример:
Маленький принц
Мудрый, чуткий
Познает, размышляет, страдает
Восторженно, грустно, дружелюбно, удивленно
Необыкновенный малыш
Можно составить описание разных персонажей сказки (Маленького принца, Розы, Лиса и других) в форме лингвистической модели:
4. Угадать жителей астероидов. К кому относятся эти характеристики?
Пурпур, горностай, трон, подданный, приказания, власть.
Шляпа, почитатель, красивее, наряднее, богаче, умней.
Невесело, бутылки, пью, забыть, совестно, бедняга.
Серьезный, звезды, идея, патент, банк, сигарета.
Уговор, утро, вечер, гасит, ночь, зажигает.
Старик, книга, учебник, открытие, ученый, планета.
5. Объединить слова (фразы) в пары по смыслу и обосновать, в чем их смысл:
Вариант 1.
1. Вода бывает нужна и сердцу.
2. Узнать можно только те вещи, которые приручишь.
3. Взрослые никогда ничего не понимают сами...
4. Вода эта была не простая... Она была как подарок сердцу.
5. Твои шаги я стану различать среди тысяч других.
6. Странный народ эти взрослые.
Найти в тексте, где описывается рождение той воды, которая нужна сердцу как подарок и которая была не простая.
Вариант 2.
1. Образ розы, который лучится в нем, словно пламя светильника…
2. Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
3. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!
4. Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить…
5. У каждого человека свои звезды.
6. Если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу.
Вариант 3.
1. Себя судить куда труднее, чем других.
2. Зорко одно только сердце.
3. Надо судить не по словам, а по делам.
4. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
5. Слова только мешают понимать друг друга.
6. Но глаза слепы. Искать надо сердцем.

6. Найти окончания к началу фраз:
1. Себя судить куда труднее, чем миновать (1)
2. Зорко одно только делам (2)
3. Странный народ эти узы (3)
4. Но если дашь волю баобабам, беды не других (4)
5. Надо судить не по словам, а по сердцу (5)
6. Приручить — означает создать сердце (6)
7. Вода бывает нужна и взрослые (7)


7. В библиотеке можно использовать и такие формы работы с читателями по восприятию «Маленького принца», как стенд или газета впечатлений: «Маленький принц и Мы». Помещается любой материал, подготовленный по заданию библиотекаря или личному предложению читателя. Например:
1. Микросочинения по выбору читателей. Можно предложить такие темы: «В ответе ли мы за тех, кого приручили?», «Когда дашь себя приручить, потом случается и плакать», «Зорко одно только сердце»; Такая таинственная и неизведанная, эта страна слез… или почему плакал «Маленький принц?»; «Власть должна быть разумной»; «Постарайся быть счастливым»; «Дети должны быть очень снисходительны к взрослым»; «Я подарил тебе целую кучу смеющихся бубенцов»; «У каждого человека свои звезды». «Нет в мире совершенства»; «Странный народ эти взрослые»; «Хочу забыть, что мне совестно»; «Одни только дети знают, что ищут»; «Там хорошо, где нас нет»; «Себя судить труднее, чем других».
2. Подобрать пословицы, поговорки, афоризмы, которые хотя бы частично отражают смысл сказки. Можно ли отнести к ним: «Где родился, там и пригодился», «В гостях хорошо, а дома лучше», «Все возвращается на круги своя».
3. Некоторые слова и выражения, в которых отражается смысл сказки: утешение, одиночество, звезды, цветок, роза, пустыня, родник, колодец, зоркость сердца, друг, друзья, смеющиеся бубенцы; в ответе за всех, кого приручил; только дети знают, что ищут; странный народ эти взрослые.
4. Вопросы и ответы к ним. К примеру, ответ на пятый вопрос: «Он решил для начала посетить ближайшие к его планете астероиды: «надо же найти себе занятие да и поучиться чему-нибудь». Это в тексте. А на самом деле?
5. Определения слов, данных в самом тексте сказки (обряды, эфемерный, приручить), а также определения других слов, значимых для понимания смысла сказки-притчи.
6. Примеры поэтики языка сказки:
«Но тут в песке шевельнулось колечко цвета лунного луча».
«…при звуке шагов змейка тихо заструилась по песку, словно умирающий ручеек, и с еле слышным металлическим звоном неторопливо скрылась меж камней».
«…образ розы, который лучится в нем, словно пламя светильника…»
«Вода эта была не простая. Она родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота, из усилий моих рук. Она была как подарок сердцу».
«Этот смех для меня — точно родник в пустыне».
«Если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится».
«…та вода была как музыка…»
«Когда он зажигает фонарь — как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь — как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво».
7. Оценка сказки в целом и персонажей в форме лингвистической модели, а также с помощью чувств, музыки, красок, слов.

Для художественного произведения важна художественная форма, средства художественной выразительности, язык. Язык сказки-притчи музыкален, отражает мечтательность и размышления; он богат эпитетами, метафорами, сравнениями. Он органичен со смыслами сказки. Вспомним беседу автора с Маленьким принцем перед расставанием.
Автору нравилось, как смеялся малыш. Смех сравнивался с родником в пустыне, с водой из колодца, со звездами, с бубенцами. Но это сравнение не само по себе, оно так причудливо встроено в канву полифонического звучания смыслов. Так Маленький принц утешает автора и себя. Можно сказать, что квинтэссенция сказки отражена в этой сцене прощания. Боль предстоящей разлуки переполняет мудрого малыша. Он старается быть веселым, хотя ему страшно. Объясняет другу достаточно оптимистично то, чего глазами не увидишь (это как с цветком на далекой звезде; как с водой, которая была как музыка; как со звездами, которые станут друзьями, и которые особенные, умеющие смеяться). Он засмеялся и сказал: «И когда ты утешишься — в конце концов всегда утешаешься, ты будешь рад, что знал меня когда-то. Ты всегда будешь мне другом».
Муки и тревогу разлуки малыш пытается скрасить иронией: «Вот какую злую шутку я с тобой сыграю... Он опять засмеялся. — Как будто вместо звезд я подарил тебе целую кучу смеющихся бубенцов... И он опять засмеялся. Потом снова стал серьезен... Он немного пал духом. Но все-таки сделал еще одно усилие... Подумай, как забавно! У тебя будет пятьсот миллионов бубенцов, а у меня — пятьсот миллионов родников... И тут он тоже замолчал, потому что заплакал».
В повести-притче использован прием антитезы — не только словесно, но и в образах, символике (и змея, и баобабы, и лис, и вода, и родник, и пустыня, и розы, и т. д.). Даже Лис выступает в двух ролях: он не только философ, но и прагматик. Найдите в тексте подтверждение этому. Антитеза лежит в основе и жанра этого уникального произведения (повесть-сказка, повесть-притча, сказка-притча, реальность и фантастика, конкретность и абстрактность, факты и вымысел). Не так уж просты и персонажи сказки. Особенно это касается короля, фонарщика, географа, лисы, Розы и, конечно, самого Маленького принца и его автора.
Обращают на себя внимание и повторы как художественный прием, много повторяющихся понятий, являющихся доминирующими для постижения этой загадочной и глубокой сказки-притчи.
Парадоксальность как художественный прием, который не может не озадачить читателя для понимания смысла сказанного. Например: «дети должны быть очень снисходительны к взрослым», «если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь», «у людей уже не хватает времени что-либо узнавать». А непростая планета Земля, которая вобрала в себя и королей, и географов, и дельцов, и пьяниц, и честолюбцев? Но на ней живут и фонарщики, и стрелочники с вложенными в их уста парадоксально ироничными словами (там хорошо, где нас нет), и змеи, и лисы, и много всего, всего, в том числе родников в пустыне и эхо одиночества.
Диалоги и внутренняя речь делают очень «живой» всю философско-событийную канву сказки-притчи, ее реальность и ирреальность. Диалоги богаты подтекстом, в них присутствует и мифологический подтекст. Вспомним появление Маленького принца на Земле. Самая первая встреча — это встреча со змеей. Змея таит в себе загадку жизни и смерти: «Всех, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой они вышли... Но ты чист и явился со звезды...». Но и уход с Земли Маленького принца также связан со змеей. Как великолепен и лаконичен внешний образ змеи: «Но тут в песке шевельнулось колечко цвета лунного луча».
Есть и смысловые отступления, требующие от читателя включения воображения на основе ассоциаций, что очень важно для понимания основных идей сказки-притчи. Это эпизод с эхо. Найдите его, перечитайте, соотнесите с другими отрывками текста сказки.
Многие фразы из этой сказки воспринимаются как фольклор. Стало расхожим выражение: «ты в ответе за тех, кого приручил».
Наслаждаться языком, одновременно делая открытия в постижении смысла сказки, можно бесконечно. Для этого надо читать и перечитывать ее, вдумываясь, вслушиваясь, вглядываясь сердцем, которое зорко, не забывая, что и для ума внимательного нет границы, когда ум и сердце в ладу. И в этом процессе будем постигать мудрость жизни одновременно с маленьким героем. Он преподносит взрослым и детям нравственный урок красоты любви, верности и дружбы, счастья для себя и других, ответственности за того, кого приручили, несмотря на то, что случается и плакать, когда даешь себя приручить.
В любой воспитательной или просветительской работе важна рефлексия. Какая повесть-притча «Маленький принц»? Чему научила, какие чувства вызвала? Можно ли сказать, что такая работа со сказкой это: Важно Интересно Здорово Активно. Если записать первые буквы этих слов, получится ВИЗА в страну Читателей. Читающий мир и мир чтения «Маленького принца» бесконечен и безбрежен. В данной статье лишь маленькая толика погружения в глубокий мир смыслов человека и природы во Вселенной, явных и скрытых в этой удивительной и уникальной повести-притче, повести-исповеди, сказочной по форме и реальной по содержанию.
Можно продолжить работу с Маленьким принцем, создавая в библиотеке коллективный журнал на тему «Маленький принц всегда в нас и с нами, потому что он приручил нас».
Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы