|
Искусство привлекать
Вера Штыхван, заведующая отделом маркетинга Челябинской областной универсальной научной библиотеки.
Согласованная политика и перспективная программа Челябинской областной универсальной научной библиотеке по привлечению поддержки общественности дали ощутимые результаты, формируя ее положительный образ.
Установление связей с общественностью (паблик рилейшнз) библиотек определяется библиотековедением как искусство создания благоприятного климата, положительного отношения к библиотеке не только пользователей, но и широких масс общественности. Библиотека и ее специалисты выступают здесь как субъекты деятельности, а общественность — как объект воздействия. Все эти элементы взаимосвязаны и вместе представляют собой сложную систему разнообразных видов деятельности.
Важнейшие принципы паблик рилейшнз — обеспечение взаимной выгоды библиотеки и общественности, открытость информации — являются ведущими и в деятельности Челябинской областной универсальной научной библиотеки (ЧОУНБ). Ее структурные подразделения традиционно занимались развитием связей с общественностью, формированием благоприятного имиджа. Эта работа стала более планомерной с 1993 г., когда была создана маркетинговая служба ЧОУНБ. Отдел маркетинга взял на себя задачу формирования системы работы библиотеки в данном направлении.
Руководство и отдел маркетинга затрачивают много усилий на информирование общественности о деятельности ЧОУНБ, создание атмосферы осведомленности о ее результатах. Информация о библиотеке прозрачна для всех. ЧОУНБ тесно взаимодействует с органами власти, принимающими решения на различных уровнях. Сложилась система отчетности библиотеки на коллегиях перед учредителем — Главным управлением культуры и искусства области.
За последние два года вопросы работы библиотек неоднократно рассматривались на депутатских слушаниях в областном Законодательном собрании. Выполнение региональных библиотечных законов «О библиотечном деле в Челябинской области» (1997) и «Об обязательном экземпляре документов» (1996) — предмет пристального внимания депутатов Законодательного собрания. Сам факт принятия этих законов — яркий пример лоббирования интересов библиотек области на уровне властных структур. Разработкой данных документов занималось руководство ЧОУНБ, оно же инициировало и их продвижение.
В 1998 году (юбилейном для ЧОУНБ, отмечавшей свое столетие) был сформирован попечительский совет. В его состав вошли представители органов государственной власти, местного самоуправления, руководители государственных и коммерческих организаций, а также граждане, желающие внести свой вклад в развитие областной библиотеки. Главная цель совета — содействие развитию ЧОУНБ в интересах местного сообщества. Таким образом библиотека заручилась поддержкой попечителей по вопросам внедрения новых технологий, пополнения фондов и участия в реализации ведущих программ. К сожалению, попечительский совет активно работал только два года. И ближайшая задача библиотеки — возродить деятельность совета на новом уровне и в обновленном составе.
С 1996 г. библиотеки области широко отмечают День библиотек. К участию в праздничных мероприятиях активно привлекается общественность, спонсоры. ЧОУНБ при поддержке Главного управления культуры и искусства инициировала проведение к этой дате областного конкурса за звания «Библиотекарь года» и «Библиотека года» (по категориям — лучшая центральная, городская, детская и сельская библиотеки). Коллективы библиотек имеют возможность участвовать в торжественных приемах губернатора области в честь профессионального праздника, посетить праздничные концерты и спектакли в лучших театрах областного центра.
Библиотекари активно участвовали и в областном фестивале библиотечного творчества «Библиостарт в XXI век». Он продемонстрировал огромный творческий потенциал специалистов, многообразие их дарований и немало послужил повышению нашего профессионального имиджа, стал незабываемым библиотечным шоу.
В день профессионального праздника ЧОУНБ традиционно проводит День открытых дверей. В этот день пользователи могут бесплатно оформить читательский билет, поработать в интернете, заказать ознакомительную экскурсию по библиотеке, возвратить издания на абонементы (в рамках Дня прощения задолжника), а также участвовать в работе круглого стола «Библиотека — читатель».
Положительно зарекомендовала себя практика подготовки ежегодных письменных публичных отчетов библиотеки о своей деятельности. Вниманию общественности предлагается два варианта отчетов о деятельности ЧОУНБ и библиотек ЦБС области. Их цель — более полно проинформировать население и органы местной власти. Материалы отчетов в популярной форме излагают направления деятельности, главные достижения и основные показатели развития библиотек. Не менее эффективны и устные отчеты перед пользователями. Они наиболее результативны в период крупных рекламных кампаний.
Успешно решается задача организации продуктивной коммуникативной деятельности в стенах библиотеки. Интеллигенцию, творческую молодежь, просто увлеченных людей города объединяют более 10 клубов, работающих при библиотеке. Среди них — генеалоги-любители, искусствоведы, художники, фотографы, коллекционеры миниатюрной книги, философы, краеведы. Заседания клубов зачастую превращаются в событие, значимое для горожан.
В интерьер отделов литературы по искусству и краеведческого органично вписываются экспозиции картин местных художников. Для них выставка работ в областной библиотеке очень престижна. Открытие каждой экспозиции сопровождается презентацией с широким оповещением в СМИ, подготовкой пресс-релизов, специальных буклетов о творчестве авторов вернисажей. Библиотека в таких случаях выступает в роли мецената, предоставляя возможность талантливым художникам продемонстрировать свое творчество. Отработана результативная система оповещения пользователей: фирменные открытки, личные приглашения для гостей и журналистов, оформление афиш на рекламный стенд библиотеки, издание ежеквартальных анонсов — печатных афиш мероприятий для пользователей библиотеки и их целевая рассылка в СМИ.
Узнаваемости, формированию положительного имиджа библиотеки способствует и фирменный стиль ЧОУНБ: логотип, фирменный цвет рекламной продукции (лилово-розовый), фирменные визитки, конверты, система путеводителей. Неоднократно отмечался высокий полиграфический уровень изданий библиотеки. Совершенствуется дизайн ее интерьера, новыми выставочными комплексами оформлено фойе. Среди них: «Тема года», «Панорама искусств», «Урал в судьбе России», «Редкие книги в дар».
Библиотека — это развивающийся организм. Совершенствуется структура обслуживания, информационная и визуальная среда. Она становится все более комфортной. Для новых читателей создано «Бюро помощи», при информационно-библиографическом отделе функционирует центр правовой информации, в июне 2003 г. был открыт информационный центр «Американский уголок». В отделе электронной информации в рамках американской программы организован Центр открытого доступа к интернету для пользователей ЧОУНБ.
Круг друзей и партнеров библиотеки насчитывает более 50 организаций, учреждений образования и культуры города, представителей банковской и коммерческой сферы. В русле делового сотрудничества складываются взаимоотношения ЧОУНБ с городской и областной администрациями, общественными организациями. Библиотека работает в тесном контакте с творческими коллективами города (театрами, музеями, филармонией, картинной галереей), Центром историко-культурного наследия г. Челябинска, Объединенным государственным архивом Челябинской области.
Контакты с различными благотворительными фондами помогают ЧОУНБ успешно находить зарубежных партнеров, привлекать инвестиции и реализовывать перспективные идеи и проекты. Так, в 2002—2003 гг. библиотека работала над реализацией трех проектов, финансируемых Институтом «Открытое Общество» (Фонд Дж. Сороса): «Мир чтения. XXI век», «Тренинг-центр — основа непрерывного образования сельских библиотекарей». Впервые ЧОУНБ участвовала в международном проекте Европейской комиссии в сфере библиотечного, музейного и архивного дела Cultivate-Russia.
Долевое участие в финансировании библиотечных проектов по сохранности книжных фондов и автоматизации библиотечно-информационных процессов библиотек Челябинской области принимали Министерство культуры РФ и администрация Челябинской области.
Общий объем инвестиций в проекты ЧОУНБ за последние 4 года составил более 4 миллионов рублей.
Большой общественный резонанс в городе имеют акции, проводимые библиотекой. Третий год продолжается акция «Дарю библиотеке». За этот период ЧОУНБ безвозмездно переданы более 30 тысяч изданий, среди которых — редкие и ценные экземпляры. Имя каждого дарителя вносится в специальную книгу — вписывается в историю ЧОУНБ. В рамках этой акции накануне нового учебного года проходит месячник «Подари библиотеке учебник».
Уже несколько лет отдел маркетинга сотрудничает с региональным выставочным центром «Восточные ворота». Благодаря этому, ЧОУНБ бесплатно участвует в региональных выставках: «Образование и карьера — шаг в будущее. Книга — 200...», «Экология — 200...». Для участия в выставках подготовлена электронная презентация ЧОУНБ, посетителям предлагается рекламная продукция библиотеки.
Отдел деловой и коммерческой информации ежегодно представляет библиотеку на съездах предпринимателей Челябинской области, участвует в выставке «Малый бизнес» и работе круглого стола «Информационная поддержка бизнеса». В пакет документов, получаемых предпринимателями, включается рекламная информация об услугах ЧОУНБ. На выставках возникает много плодотворных контактов с предприятиями, фирмами, издательствами. За активную работу на выставках библиотеку неоднократно награждали дипломами и благодарственными письмами.
В обществе растет престиж библиотечной услуги, налицо востребованность библиотечно-информационных продуктов и сервисов. Помимо перечня платных услуг, которые ЧОУНБ предлагает своим пользователям, сложилась целая система договорных отношений с различными организациями города. В течение нескольких лет мы работаем по договору библиотечно-информационного обслуживания с администрацией г. Челябинска, часовым заводом «Молния», областной избирательной комиссией. Взаимовыгодными партнерами библиотеки стали издательства. В обмен на информационные услуги издательства предоставляют свою книжную продукцию.
Каждые два года ЧОУНБ становится площадкой для проведения региональных книжных ярмарок местных издательств. На них проходят круглые столы представителей издательств и специалистов библиотек, дни комплектатора, презентации, встречи с писателями. Книжные дары — результат проведения подобных ярмарок — пополняют фонды библиотеки. На выставке-ярмарке «Южноуральская книга — 2002» были подведены итоги первого областного конкурса среди издательств и типографий Челябинской области на лучшую издательско-полиграфическую продукцию. Проведение такого конкурса — инициатива ЧОУНБ, поддержанная Главным управлением печати, телекоммуникаций, полиграфии и издательств Челябинской области и областной администрацией (призовой фонд конкурса — 120 тысяч рублей). Все конкурсные образцы лучших книг южноуральских издательств (более 200 экземпляров) подарены библиотеке.
Третий год ЧОУНБ работает по договору с государственным концертным объединением «Челябинская филармония». Информационные услуги библиотеки компенсируются билетами — приглашениями на концерты органного зала филармонии.
Высока эффективность сотрудничества с электронными СМИ. Информация о библиотеке размещается на сервере новостей информационных агентств, городском сайте, сайте Южноуральской торгово-промышленной палаты и, конечно, на собственном веб-сайте.
Размещение рекламы в СМИ — дорогостоящее дело, поэтому отделы библиотеки используют все каналы для взаимовыгодного сотрудничества с прессой. Мы рассматриваем СМИ как наиболее оперативный канал распространения информации о библиотеке и всегда готовы к диалогу.
Главной библиотеке города и области предстоит еще многое сделать. В 2003-м «публичка» отметила свое 105-летие. Бережно сохраняя лучшие традиции, коллектив библиотеки стремится поддерживать ее репутацию современного информационного учреждения. В планах: активизация работы попечительского совета, фандрейзинговая деятельность, дальнейшее освоение приемов пиар-технологий, развитие социального партнерства.
|
|