|
Читаем сказки
Марина Безукладова, деткий писатель, член союза писателей России.
В многоплановой системе нравственно-эстетического воспитания особое место принадлежит детским библиотекам. А в развитии творческих способностей детей и их воспитании трудно переоценить роль сказки.
Путь человека в мир прекрасного начинается в детстве. Воспитывать нравственно-эстетические чувства, развивать способность воспринимать прекрасное нужно с младшего возраста, когда происходит формирование личности, закладываются основы мировоззрения. Дело не только в том, чтобы научить детей чувствовать и понимать прекрасное: необходимо формировать умение его творить в повседневной жизни.
Чтение художественной литературы и, в первую очередь, лучших ее образцов — классики — важнейшая предпосылка всестороннего развития ребенка. Приобщить юного читателя с ранних лет к духовным сокровищам человечества — значит, обогатить его эмоционально и нравственно, научить средствами искусства понимать людей и жизнь. Материалы исследований, периодическая печать, наблюдения педагогов и библиотекарей говорят об отсутствии должного интереса у юных читателей к классической литературе, о низком качестве ее восприятия. И эту ситуацию нужно исправлять.
Нравственно-эстетическое воспитание содействует формированию гармонично развитой личности: оно не только определяет сознание, но и формирует характер.
В многоплановой системе нравственно-эстетического воспитания особое место принадлежит детским библиотекам. Существенная особенность нравственно-эстетического воспитания в библиотеке состоит в том, что оно происходит в условиях приобщения к книге, формирует любовь к чтению, развивает любознательность, творческую инициативу и самостоятельность, учит детей вдумчиво относиться к содержанию произведений. Детская литература дает юным читателям радость приобщения к прекрасному, помогает ощутить красоту окружающего мира. Ее главная цель — воспитание юного поколения. Наибольшая нагрузка при чтении достается не рассудку, а чувствам. Способность младшего школьника эмоционально непосредственно воспринимать прочитанное, сопереживать героям произведения, чувствовать искусство слова обязательно следует учитывать при руководстве чтением.
Актуализация задачи нравственно-эстетического воспитания детей требует постоянного совершенствования практической работы библиотек по развитию у ребят восприятия художественного произведения, образно-ассоциативного мышления. Чтобы проводить работу по нравственно-эстетическому воспитанию, библиотекарю необходимо изучить психологию ребенка, его взгляды, устремления и уметь создать при этом такую атмосферу, в которой нравственно-эстетическое чувство читателя-ребенка развивалось бы с большей полнотой.
Условия библиотечной работы предоставляют педагогу-библиотекарю большие возможности для воспитания маленького читателя. Но они могут осуществиться лишь в том случае, если библиотекарь творчески относится к своему делу, любит детей и знает книгу: дети готовы делиться с библиотекарем впечатлениями о прочитанном, охотно приходят в библиотеку, если чувствуют, что их там ждут. Поэтому работа по нравственно-эстетическому воспитанию должна быть четко продумана и спланирована. С юными читателями необходимо проводить мероприятия, влияющие на воображение, чтобы ребятам было интересно не только во время их проведения, но и в ходе подготовки к ним.
Сегодня едва ли встретишь педагогов, утверждающих, подобно герою книги «От двух до пяти» Корнея Чуковского, что детям с пеленок нужно читать только о науке и технике, а сказку — порождение суеверий и невежества — давно пора отменить. Напротив, уже давно и убедительно доказано, что без развитого сказками воображения, без творческой фантазии нет настоящего человека, что без способности волноваться из-за чужих несчастий, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою, то есть без человечности, человека нет. Авторитет сказки у родителей и педагогов высок, он не сложился сам собою — столетиями просвещеннейшие люди боролись против пренебрежительного отношения к сказке, за признание ее эстетической и нравственной полезности.
Младший школьный возраст — это период, наиболее благоприятный для развития творчества и фантазии ребенка. Дети воспринимают полюбившихся им героев не как литературные образы, а как живых людей.
Психологи отмечают высокую восприимчивость и интерес 10—11-летних детей к литературе и искусству. Этот возраст признается определяющим рубежом в становлении ребят как читателей. Одним из средств формирования у детей нравственно-эстетических установок, понимания природы искусства и законов художественного творчества являются соответствующие их возрасту и художественному уровню восприятия произведения.
Сказка для каждого человека — любимый спутник детства. В развитии творческих способностей детей и воспитании в них нравственно-эстетических чувств роль сказки огромна. Литературная сказка раскрывает перед детьми мир чудесных переживаний, развивает мыслительные процессы. О том, что глубоко прочувствовано, ребенок рассказывает легче и охотнее. Приступая к работе с литературной сказкой, в первую очередь следует позаботиться о том, чтобы она была воспринята эмоционально. Детям нужно помочь воспроизвести в своем воображении удивительные события и образы, «увидеть» ее персонажей в разнообразных ситуациях.
Все более тревожной становится ситуация не только с падением интереса к книге и чтению, но и резким снижением культуры и стиля этого чтения. Основная масса читателей находится на низком уровне восприятия текста — сюжетно-событийном его понимании. Поэтому неудивительны и их читательские предпочтения, среди которых доминируют произведения, рассчитанные на самых невзыскательных потребителей. Особенно изменился круг и характер чтения современных детей и подростков. Эту ситуацию можно и нужно исправлять. Приобщение ребенка к русской культуре первой половины XIX века способствует духовному и нравственно-эстетическому развитию и, как следствие, формированию гармонично развитой личности.
Для работы с детьми мы выбрали произведения Владимира Федоровича Одоевского, так как он являлся не просто всесторонне развитым человеком, а носителем духовной культуры своего века. И хотя князь Одоевский высказывал идеи, которые его современники не могли в полной мере понять и оценить, в наше время его мысли настолько актуальны, что пренебрегать ими было бы опрометчиво.
Люди зачастую игнорируют уроки истории. Из-за отсутствия своевременного анализа прошлого ошибки повторяются снова и снова. Жаль, что по сей день Одоевскому, его разносторонней деятельности, уделяется незначительное внимание, а ведь еще В. Г. Белинский писал: «Этот писатель не оценен у нас по достоинству...»
С учетом проведенных исследований особенностей восприятия произведений младшими школьниками, выбор материала для проведения мероприятий был остановлен на сказках. Именно он использовался при проведении выставки, литературной викторины и анкетирования. Важным аспектом исследования стала наработка материала для последующего практического применения в библиотеке, что и было главной целью проведенной работы.
Можно отметить, что полученные нами результаты практической работы подкрепили выводы, сделанные другими исследователями по данной проблеме. Дети любят литературные сказки потому, что:
• психологическая специфика сказки родственна детскому образу мышления — тяготению к противоположным крайностям;
• сказка обеспечивает реализацию неудовлетворенных желаний;
• разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению страха;
• сказки удовлетворяют определенную потребность возраста — потребность в игре, перевоплощении.
Библиотеки, обслуживающие детей и подростков, постоянно совершенствуют методы работы с книгой — применяют разнообразные формы индивидуального и массового руководства чтением детей разного возраста, творчески используют формы работы, заимствованные из школьной и клубной практики (клубы по интересам, читательские конференции, литературные игры). Но они не уделяют достаточно внимания богатому литературному материалу, оставленному нам писателями, ставшими ныне классиками.
В целом эффективность работы с ребятами (влияние на процесс чтения) зависит от ряда факторов:
• умелого использования дифференцированного подхода при индивидуальных и массовых мероприятиях;
• качества предложенной детям литературы;
• ее соответствия возрастным возможностям;
• целей и задач, которые ставят перед собой организаторы мероприятия.
Проанализировав все имеющиеся у нас данные, мы пришли к выводу, что привлечение детей к чтению лучшей литературы стало необходимостью. При проведении мероприятий мы постарались ознакомить читателей не только с содержанием книги, но и привлекли внимание к проблеме, по-новому освещаемой в произведении.
Нравственно-эстетическое воспитание помогает перейти впоследствии к творческому чтению. Основные слагаемые творческого чтения как процесса деятельности:
• эстетическое наслаждение чтением;
• способность эстетического восприятия и высокий литературный вкус, основанные на художественном образовании;
• интерес к литературному процессу, к жизни книги и литературы в среде друзей;
• сознательное и заинтересованное отношение к книге и библиотеке, базирующееся на знании их истории, культурной ценности, на понимании литературы как результата труда писателя, художника. Творческому читателю свойственна привычка осмысливать прочитанное и формулировать к нему свое отношение. Именно такую позицию к чтению нужно стараться выработать у ребят с юного возраста.
Проделанная работа помогла убедиться на практике, что младшие подростки проявляют неподдельный интерес как к личности, так и к чтению произведений В. Ф. Одоевского. Но библиотеки пока не уделяют должного внимания этому материалу при подготовке и проведении различных мероприятий.
|
|