Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 6 (18)'04 - ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВСЕХ
Дилемма XXI века
Татьяна Петрусенко, заведующая отделом комплектования РНБ, председатель секции РБА "Формирование библиотечных фондов", кандидат педагогических наук

Достижения информационных технологий, с одной стороны, предоставляют читателям отличные перспективы для профессионального, интеллектуального и творческого развития личности. С другой - провоцируют появление проблем, угрожающих психологической стабильности пользователей.

Основная деятельность библиотек строится на работе с информацией — мощнейшим способом воздействия на человека. Как библиотечные технологии XXI века воздействуют на информационно-психологическое здоровье читателей? Рассмотрим плюсы и минусы сложившейся ситуации и попробуем наметить направления ее перевода в менее жесткую и вредную для человека Читающего.
«В недрах» библиотечного дела на рубеже XX—XXI вв. произошла информационная, техническая, технологическая революция. Ее результатом и катализатором поступательного движения является электронная обработка поступающей литературы по всей технологической цепочке (от комплектования до предоставления читателям), электронные каталоги (пока наряду с традиционными, а где-то уже и вместо них), интернет, электронная почта и тому подобные новшества, без которых нельзя представить современную библиотеку.
В сфере библиотечно-информационной деятельности наблюдаются новые тенденции. Стирается грань между Библиотекой и Всемирным Информационным Пространством (интернет, практически мгновенный доступ к каталогам и ресурсам любой библиотеки, получение электронной копии читателем и т. п.). Начинает реально «работать» вариант «Библиотеки без границ», «окна в мир»...
Профессия библиотекаря всегда относилась к системе «человек—человек». Но появился «третий элемент» — компьютер — активно действующий субъект, в ряде случаев заменивший библиотекаря. Библиотека становится технократичнее. Минимум персонала у каталогов, на пунктах, у полок. Раньше библиотекарь больше рекомендовал, советовал, показывал, беседовал. Сейчас работу читателя можно отобразить следующей схемой: сел за компьютер («общение» с которым отличается от диалога с библиотекарем), заказал, получил доступ и работай (с чем хочешь, и как хочешь).
Меняются и стандарты внутрибиблиотечной деятельности, в частности, обслуживания читателей: стратегия информационной работы, поиска и предоставления информационных услуг и др. Стандартизируются и сами библиотеки. Читатель получает возможность достаточно комфортно и максимально эффективно работать в любой библиотеке мира. Наряду с этим оформляется жаргон (профессиональный и читательский): достаточно регулярно в библиотеках можно слышать лексические обороты, типа: «войдя в это меню, Вы доступаетесь до ЭК...» и т. п.
Конечно, преимущества, которые современная библиотека предоставляет читателям, очевидны. Значительно расширился доступ к источникам информации. Например, в год РНБ получает за счет покупки и книгообмена от 2,5 до 3 тыс. названий зарубежной периодики в традиционном виде на бумажных носителях. А электронные средства уже сейчас позволяют нашим читателям иметь доступ (в т. ч. и в полнотекстовом варианте) более, чем к 14 тысячам (!) названий важнейших научных зарубежных периодических изданий.
Оцифровка книг, рукописей, карт, нот, различных раритетов позволяет широкому кругу читателей работать с текстами ранее недоступных материалов. Оперативность обслуживания и пользования электронными материалами намного превышает традиционные формы работы. Вектор новых информационных технологий увлекает человечество именно в сторону эффективного, «быстрого» восприятия информации.
Один из аспектов процесса глобализации — возможность в режиме реального времени «войти» в каталоги, БД и другие информационные ресурсы любой библиотеки мира, имеющей доступ к интернет, и воспользоваться всем спектром предоставляемых услуг, включая электронную доставку документов в библиотеку или домой (по желанию пользователя).
Новые технологии предоставляют читателям прекрасные перспективы для профессионального, интеллектуального и любого другого всестороннего развития личности. Однако, пользование ими зачастую сопряжено с появлением проблем поведенческого, эмоционального, физического характера, отрицательно сказывающихся на психологической стабильности.
Личность читателя может очень негативно реагировать на новые стандарты и правила библиотечного обслуживания (например, новые правила подачи требований на литературу — только с индивидуальным электронным номером и шифром). И опытный читатель-специалист может вдруг ощутить себя неумелым, непонимающим, где и как он может получить необходимую ему литературу. Некоторые жалуются на ощущение потерянности и дезориентированности.
Работа с электронными документами создает круг проблем информационно-психологического и физиологического характера, о которых уже стали задумываться ученые и практики различных отраслей знания. Сам процесс восприятия электронной информации физиологически отличается от чтения обычной книги, зачастую оказывая на пользователя негативное воздействие. Известно, что далеко не все могут комфортно чувствовать себя, «листая» интернет-страницы. И электронная среда современной библиотеки может оказаться более чем «неуютной» как для читателей, так и ее сотрудников.
Воздействие цифровых технологий на организм человека огромно. Оно происходит подсознательно и непосредственно неощутимо. У отдельных читателей происходит визуально наблюдаемая дестабилизация нервно-сенсорной, мыслительной деятельности, уход «в себя» или, наоборот, агрессивное или эмоционально-шумное («протестное») поведение.
«Внешняя» стандартизация приводит к унификации мышления, психики, направления развития (или не развития) личности. По поводу последнего особенно тревожатся психологи и педагоги. Вместе с тем человек творческий — это всегда индивидуальность. Унификации противостоит мощное, заложенное биологически и подкрепляемое социально (системой образования, творческого развития и т. п.), стремление к индивидуализму. Новые технологии, интернет, с одной стороны, стандартизируют (пристрастия, приоритеты, вкусы, образ мыслей, лексику), а с другой — заставляют задуматься о том, как пользоваться всем этим «с умом», а ум, интеллект надо воспитывать и развивать. Тем более, что теперь каждый пользователь пропускает через себя все более и более мощные информационные потоки, недоступные читателям прошлого.
Накапливаясь, «информационная грязь» проявляется в сознании. Некоторые специалисты (Грант Демирчоглян) даже относят это воздействие к сфере сенсорного терроризма. Деструктивное информационное воздействие психика и мозг человека могут выдерживать только до определенного предела, и у разных людей он различный. Электронное представление и использование информации требует определенного периода времени для «подстройки». Когда мозг «не готов» к приему передаваемой информации, возникают специфические стрессы, трудно выявляемые и диагностируемые. Такого рода повреждения, к сожалению, наблюдаются сейчас даже у детей достаточно юного возраста.
Резюмируя вышесказанное, подчеркнем, что отрицательное воздействие новых технологий связано, прежде всего, с дисгармонизацией («рассогласованием») организма человека и создаваемой этими технологиями среды.
Налицо дилемма: с одной стороны, новые, безграничные возможности доступа к информации (обучения, получения профессиональных знаний, интеллектуального развития) на основе новых технологий. С другой — психическое, нравственное, эстетическое, физическое здоровье пользователей.
Безусловно, человечество не откажется от возможностей электронных технологий, как не отказалось в свое время от гербицидов, атомной энергетики и других «вредных» вещей. Более того, фонды библиотек удваиваются каждые 10—12 лет, а туда попадает отнюдь не весь издаваемый поток. И наступающий кризис книгохранения и книгоиспользования может быть преодолен только с помощью электронных носителей и других форм преобразованной информации.
Таким образом, способы разрешения указанной дилеммы в какой-то степени предопределены. Они лежат, прежде всего, на пути выявления и использования факторов, смягчающих, нивелирующих вредное воздействие электронного «всемирного потопа», с одновременным обучением оптимальному пользованию поразительными возможностями, предоставляемыми цифровыми технологиями. И перед специалистами, сталкивающимися с рассматриваемыми проблемами, стоит задача — добиваться осознания использования электронных технологий только как инструмента. Например, интернета — не в качестве мировой информационной помойки (худший вариант), а как возможности улучшить качество жизни человека и человечества.
Разрешение этих противоречий видится, в первую очередь, как образовательная, воспитательная, нравственная задача — как гуманитарная компонента развития цивилизации. Электронные технологии порождают новые виды взаимодействий, требующих иных — модифицированных способов существования индивида в современной информационной среде (интеллектуальных и физических возможностей восприятия, выбора и отбора, эффективного самосохранения и самовосстановления). Другими словами — качественно иной биоинформационной экологии существования.
Ближайшая задача любого пользователя — научиться вырабатывать внутренний заслон, преграду формированию деструктивного типа мышления, формируя, тем самым, основу положительной динамики своего личностного развития. Это залог информационно-психологического и физического здоровья человека. И трудно переоценить ту помощь, которую профессионалы — педагоги, библиотекари — могут оказать в этом читателям, особенно юным.
Замечательный гуманист Станислав Ежи Лец однажды заметил, что «техника дойдет до такого совершенства, что человек сможет обойтись без себя». И мы — педагоги, библиотекари, врачи — все те, кто несет ответственность за интеллектуальное, психологическое, нравственное, физическое здоровье нации, — должны приложить все наши профессиональные и человеческие способности, чтобы время, когда «человек сможет обойтись без себя», не наступило никогда. Первостепенную роль в том, «кем» или «чем» станет эволюционирующий человек, играют библиотеки, где должны быть созданы условия для положительной динамики данного процесса.

(Cокращенная публикация доклада, прозвучавшего на научно-практическом семинаре «Информационно-психологическое здоровье читателей в XXI веке» 27.02.04 в ГУ ЦБС Кировского района. Санкт-Петербург.)
Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы