Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 5 (17)'04 - НЕПРЕРЫВНОЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Деловые игры
Наталья Збаровская, старший преподаватель кафедры социологии и психологии чтения СПбГУКИ, кандидат педагогических наук

Для системы повышения квалификации библиотечных специалистов разработаны методические материалы
по проведению деловой игры «Эффективность библиотечного обслуживания».

Цель деловой игры «Эффективность библиотечного обслуживания» — выявление и оценка уровней развития библиотечного обслуживания в ЦБС.
Задачи игры:
• формирование навыков критического осмысления действительности;
• формирование системного подхода к оценке процессов библиотечного обслуживания;
• развитие навыков коллективной интеллектуальной деятельности;
• выявление уровня понимания сотрудниками сущности библиотечного обслуживания.
Ход игры.
Игра проводится в формате «мозгового штурма». Ее участники делятся на команды по три—пять человек.
Первый этап. Теоретическая часть занятия. Организатор игры вкратце излагает основные требования к библиотечному обслуживанию, напоминает участникам принципы, формы и методы библиотечного обслуживания, объясняет основные понятия: концепция, модель, оценка эффективности и т. п.
Второй этап. Каждая из команд получает специальную матрицу для оценки эффективности библиотечного обслуживания. В нее внесены 10 параметров библиотечного обслуживания (пример матрицы — см. табл.). Участники должны оценить все параметры по 10-балльной системе (10 баллов — самая высокая оценка, оценки в вертикальном столбце не должны повторяться).
По величине среднего балла все параметры подразделяются на уровни:
1-й уровень (высший) — 8—10 баллов;
2-й уровень (средний) — 5—10 баллов;
3-й уровень (низкий) — 1—4.
Третий этап игры заключается в определении путей активизации работы на направлениях, отнесенных к третьему (низкому) уровню эффективности.
Каждая команда определяет один из параметров третьего уровня, по которому ведет дальнейшую работу. Для этого каждый участник получает бланк, в который необходимо внести три предложения по решению проблемы.
Затем участники обмениваются бланками внутри команды, оценивают предложения друг друга. По окончании этого подсчитывается сумма баллов по каждому предложению. Набравшие наибольшее количество баллов предложения вносятся в Банк идей группы.
Пример анализа игры. Игра проводилась в рамках занятий по повышению квалификации сотрудников Невской ЦБС Санкт-Петербурга. В ней участвовали ведущие библиотекари библиотеки № 10 и ЦДБ, а также сотрудники отделов обслуживания библиотек-филиалов (8—9-го разрядов).
Результат работы команд (средние баллы по каждому параметру):
1. Доступность библиотечного обслуживания — 9,8;
2. Актуальность книжного фонда — 7,3;
3. Комфортность библиотечной среды — 4,4;
4. Библиографическое обеспечение библиотечного обслуживания — 4,6;
5. Квалификация сотрудников отдела обслуживания — 8,4;
6. Наличие интерактивных элементов библиотечного обслуживания — 4,4;
7. Наличие инновационных методик и их соответствие потребностям аудитории — 5,2;
8. Методическое обеспечение библиотечного обслуживания — 4,4;
9. Рациональность организации библиотечного обслуживания с точки зрения пользователя — 5,5;
10. Внешняя реклама библиотеки — 1,2.
Итоговый средний балл библиотечного обслуживания по системе: 5,5.
К параметрам первого уровня с точки зрения участников относятся: доступность библиотечного обслуживания и квалификация сотрудников.
К параметрам второго уровня: актуальность книжного фонда, библиографическое обеспечение процессов библиотечного обслуживания, инновационность библиотечного обслуживания и рациональность организации библиотечного обслуживания с точки зрения пользователя.
К параметрам третьего уровня: комфортность библиотечной среды, диалогичность библиотечного обслуживания, методическое обеспечение библиотечного обслуживания и внешняя реклама библиотек.
В целом библиотечное обслуживание в ЦБС находится на среднем уровне.
В распределении параметров по уровням заложены противоречия:
• высокий уровень доступности библиотечного обслуживания не может существовать при низком уровне развития внешней рекламы, средней актуальности книжного фонда и низкой комфортности библиотечной среды;
• высокая квалификация сотрудников приходит в противоречие со средним уровнем библиографического и низким уровнем методического обеспечения, а также низкой диалогичностью библиотечного обслуживания.
Кроме того, низкий комфорт и отсутствие диалогичности противоречит среднему уровню рациональности библиотечного обслуживания с точки зрения пользователя.
Таким образом, первый этап игры показал, что сотрудники библиотек осознают слабые места в библиотечном обслуживании, однако не могут выстроить связи между процессами библиотечного обслуживания (не только рядовые сотрудники, но и ведущие библиотекари).
Для решения проблем были выбраны следующие параметры библиотечного обслуживания: комфортность библиотечной среды и рациональность организации библиотечного обслуживания с точки зрения пользователя.
По первому параметру были выдвинуты предложения:
• создание кружков на коммерческой основе — 18 баллов; 21;
• привлечение «нужных» людей к сотрудничеству — 21 балл; 25;
• улучшение уровня рекламы — привлечение денег спонсоров — 20 баллов;
• привлечение спонсорских компаний — 25; 23; 22;
• привлечение внимания читателей (книга жалоб и предложений) — 20; 21;
• проведение конкурсов («Уют нашей библиотеки в Ваших руках», «От нас — информация, от Вас — комфорт») — 24 балла; 21;
• привлечение других организаций (школ, д/с и пр.) — 16;
• проведение утренников, викторин — 19;
• привлечение (на добровольной основе) взрослых читателей к ремонту мебели и пр. — 25.
В Банк идей группы вошли три предложения:
1. Привлечение (на добровольной основе) взрослых читателей и спонсоров к ремонту мебели и пр.
2. Проведение конкурсов («Уют нашей библиотеки в Ваших руках», «От нас — информация, от Вас — комфорт»).
3. Создание кружков на коммерческой основе.
Таким образом, основным средством решения проблемы комфортности библиотечной среды библиотекари видят коммерциализацию библиотечного обслуживания. Однако в числе партнеров не называют муниципальные объединения, а по традиции обращаются к школам и аналогичным государственным (бюджетным) организациям.
Интерес представляет предложение о проведении конкурсов. Это реально и осуществимо в библиотеках, имеющих хорошие и дружественные отношения с читателями, сильные библиотечные активы.
Рекомендации по проведению:
1. Игру целесообразно проводить как завершающее занятие после теоретического курса. Тогда первый этап игры логически встраивается в систему занятий, а второй и последующий этапы переносятся на следующий день, так как занимают подчас более 90 минут игрового времени. Деловая игра может быть также использована на семинарских занятиях для студентов библиотечных факультетов вузов или библиотечных техникумов (колледжей).
2. При создании команд соблюдайте принцип равенства участников — не следует формировать команду только из библиотекарей детских библиотек или только «взрослых».
3. В процессе игры полезно разместить команды в разных помещениях. В этом случае ведущий и его помощник курируют работу разных команд, напоминают толкования различных понятий (см. матрицу), но ни в коем случае не подсказывают и не отвергают идеи, выдвинутые участниками.
4. При подведении итогов работы целесообразно корректно разъяснить причины возникавших в ходе игры проблем, отметить недостатки в проектах команд, сообщить, что все проекты будут доработаны и приняты за основу. Разъяснить участникам игры, что результаты не приведут к административным и организационным выводам, так как раскрывают проблемную ситуацию и намечают пути ее разрешения.
Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы