Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 4 (16)'04 - Детские библиотеки
Как стать гроссмейстером чтения?
Валентина Бородина, доцент кафедры социологии и психологии чтения СПбГУКИ, кандидат педагогических наук,
член-кор. Международной академии акмеологических наук

На прошлом занятии мы прикоснулись к поэзии Ф. И. Тютчева. Как поэтическое слово отозвалось в нашем читательском сознании для себя и наших читателей? Пример работы только с одним стихотворением убеждает в неисчерпаемости подходов к восприятию. Читая, мы слышим и видим то, что погружено в слово и отражено им; чувствуем, размышляем, познаем, радуемся, наслаждаемся. Согласны ли с парадоксальностью фраз: «слышат глаза» и «видят уши»? В чем секреты читательского мастерства? Все просто и одновременно сложно.
Если выйти за рамки узкого понимания чтения, мало будет «пяти чувств и семи нот» для восприятия и понимания чтения как симфонического читательского оркестра. Магия чтения в звукоряде и видеоряде, в палитре красок чувств и смыслов, в единстве ума и сердца, в гармонии психической и социально-психологической деятельности человека. Как сделать, чтобы читательский труд стал творческим и радостным?
Каждый читатель может и должен стать дирижером собственного читательского оркестра. Надо только помочь в этом становлении. Любой человек читает разную литературу по тематике, типам, видам, жанрам. По-разному протекает психическая деятельность в процессе чтения. Как почувствовать эту разницу? Вначале письменно сформулируйте особенности восприятия текстов художественной (отдельно к поэзии и прозе) и отраслевой тематики. Эти записи сохраните.
Предлагаем вариант диалога-практикума в целях сравнения чтения текстов на одну и ту же тему «Радуга в природе и жизни». Один текст поэтический, другой — научно-познавательный.
Предлагаемые задания могут включаться в любые формы читательского просвещения детей, подростков и юношества. Библиотекарь, организующий практикум по читательскому развитию в очной или заочной форме, сам конструирует обучение, выбирая и словесные варианты обращения к своим читателям. Как привлечь внимание, казалось бы, к уже известному и очевидному, даже для самых маленьких? Можно пригласить к диалогу такими словами: «Все ли мы знаем о радуге? Нет! Поговорим о ее тайнах. Помогут нам разные тексты и мы сами!»

Начнем работать с текстом отраслевой тематики. Его название «Радуга». Работа с текстом осуществляется в логике: от мотивации к рефлексии.
1. Прогноз по названию.
О чем пойдет речь? Что представляет собой явление «радуга»? В какое время года оно чаще всего бывает? А зимой? Почему? Может ли быть радуга ночью?
2. Чтение текста.
Солнце и дождь встречаются редко. Когда идет дождь, солнца не видно. Оно прячется в тучах. Когда светит солнце, дождя нет. Но иногда солнце и дождь встречаются, и получается чудо. Солнечные лучи падают на завесу дождя. Они отражаются в каплях. Возникает радуга. Она светит всеми цветами. Радуга красива.
Вопрос: Совпало ли предварительное представление о содержании текста? Если не совпало, то почему? Как думаете?
3. Лингвистический практикум.
Ассоциативная игра со словом «радуга». (Это и дуга, и радужность, и Ра — бог солнца. Случаен ли первый слог «ра»? Можно обратиться к этимологическим словарям). Какие чувства и смыслы оно вызывает? Как понимается фраза: «завеса дождя»?
Как понимаете фразу «светит цветами»? Есть ли в ней что-то необычное?
4. Смысловое свертывание.
1) Передать главную мысль текста одним предложением.
2) Составить тезаурусную модель текста (словарь текста), отражающую его содержание. Варианты могут быть разные. Надо объяснить выбранный набор слов.
5. Вставить пропущенные слова в тексте по памяти.
Солнце и дождь встречаются ________. Когда идет дождь, солнца не _________. Оно прячется в _________. Когда светит солнце, дождя ________. Но иногда солнце и дождь ______________, и получается ______. Солнечные лучи падают на завесу _________. Они отражаются в _________. Возникает _________. Она светит всеми ___________. Радуга ___________.
Были ли трудности? Какие?
6. Распределить пропущенные слова по группам. Как это можно сделать? Какие могут быть варианты группировки. По окончанию работы обсудить: кто, что, как сделал и почему.
7. Вспомнить цвета радуги. Согласны ли с утверждением автора текста, что радуга светит всеми цветами? Какими? Как запомнить последовательность их расположения?
Многие знают фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Есть другой аналог: «Как однажды Жан-звонарь головой сломал фонарь». Такие приемы называются мнемотехническими. Мнемотехника — способы запоминания на основе разных подходов. Из каких двух слов состоит слово «мнемотехника»? — «мнемо» и «техника». Что же означает «мнемо»? Кто догадался? А кто знает, кто такая «Мнемозина»? Это богиня памяти — «мать муз всего причина». Мнемотехника — техника для запоминания.
Творческое задание: придумать рифмованную фразу для воспроизведения цветов радуги в обратной последовательности. Один из вариантов: «Фазан сидит, глаза закрыв, желая очень кушать».
8. Какое количество цветов в радуге? Часто ли встречается цифра «семь»? Какие пословицы, поговорки, афоризмы, стихи и т. д. знаете? Что заключено в числе «семь»? Это психологическая константа, лежащая в основе запоминания информации.
9. К какому виду литературы можно отнести этот текст? Почему?
10. Рефлексия читателя по разным критериям и показателям инициируется библиотекарем. Вначале предлагается какой-либо критерий, затем читатели самостоятельно формулируют критерии и определяют показатели к ним.

А теперь поработаем со стихотворением Ф. И. Тютчева «Как неожиданно и ярко...»
1. Выразительное чтение стихотворения вслух.
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!
Смотри — оно уж побледнело,
Еще минута, две — и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.
2. Чему посвящено стихотворение? Чем отличается оно от текста «Радуга», с которым уже работали?
3. Освоение поэтики стиха.
Обратить внимание на: рифмы, метафоры, эпитеты, ритмику, мелодику, энергетику стиха; красочность, образность; отдельные слова, словосочетания, фразы; звучание в целом (эвфонию).
Набор упражнений может быть любой. Он определяется задачами изучения стихотворения. Например:
1) Формировать чувство ритма с помощью пропуска окончаний в стихотворных строчках.
2) Развивать образность в восприятии, задавая вопрос: «Какие образы создают фразы из стихотворения?»: «на влажной неба синеве», «воздушная воздвиглась арка», «полнеба обхватила и в высоте изнемогла», «о, в этом радужном виденье какая нега для очей!», «как то уйдет всецело, чем ты и дышишь и живешь»?
3) Воспитывать лингвистическое чутье в процессе восприятия стихотворения, обращая внимание на характер рифмующих слов.
4. Обоснование эстетики стихотворения. Что делает его красочным и образным?
5. Выявление эмоциональной составляющей стихотворения. Какие чувства вызывает оно?
6. Как передается динамика движения в стихе, с помощью каких слов?
(Как неожиданно, минутное торжество, мгновенье, минута, побледнело, ушло, уйдет всецело).
7. Выявление связи внимания и понимания. Строчка из стиха: «Смотри — оно уж побледнело». Что побледнело? А вот другая: «воздушная воздвиглась арка». Это о радуге. Но радуга отражает семь цветов, а «воздушная» разве цветная? Как понять всю метафорическую фразу? Обратите внимание и на глагол «воздвиглась». Сама? Природой?
8. К какому жанру относится это стихотворение? Речь идет только о радуге как природном явлении или же здесь еще что-то? Тогда что? Найти в тексте подтверждение своим суждениям, мыслям.
9. Почему Ф. И. Тютчев не давал названия многим стихотворениям? Вряд ли сразу ответишь на этот вопрос. Но можно самим придумать разные названия, сравнив их, выбрать лучшее.
10. Что совпадает в поэтическом и научно-познавательном текстах? Найти в стихотворении соответствие утверждению из научно-познавательного текста: «Но иногда солнце и дождь встречаются, и получается чудо».
11. Выучить наизусть стихотворение помогут специально подготовленные задания на восстановление пропущенных слов. Сделать это не так сложно. Один из многих вариантов — пропуск рифмующихся слов.
12. Рефлексия восприятия стихотворения, а также работы с обоими текстами. Например, оценить оба текста. Какие они? Научно-популярный текст: логичный, лаконичный, почти без эмоций, сухой в языковом воплощении, конкретный. Поэтический текст: торжественно-восторженный, образный, красочный, эмоциональный, дающий простор для субъективных ассоциаций.
Можно ли обогатить восприятие представленных текстов? Бесспорно. Перевести слово в образ мысленно или нарисовать. В научно-популярном тексте есть слова, которые способствуют развитию воображения применительно к описанному в тексте. Это: «чудо», «завеса дождя», «отражение в каплях», «светит всеми цветами», «радуга красива». Они создают основу для образно-художественного осмысления текста на основе включения ассоциаций. Содержание стихотворения может ассоциироваться с музыкой, светом и цветом.
Что дает такая работа с текстами? Она развивает многие психологические качества читателя. Задания стимулируют психическую деятельность, способствуют активизации мышления, воображения, эмоциональной сферы и лексического опыта. Они расширяют эрудицию, способствуют литературному развитию, гармонизируют чтение, обогащают поэтическое чутье, влияют на жанровое, языковое и эстетическое сознание, воспитывают внимательное отношение к тексту, тренируют память, формируют прогностические умения. Предлагаемая технология работы с текстами через частности совершенствует культуру чтения в целом.
Изменилось что-то в вашем осознании разницы в восприятии научно-познавательного текста и поэтического? А что общего? Какую характеристику дадите чтению как психическому процессу? Закрепите полученные знания и умения, разработав аналогичные задания к текстам, выбранным самостоятельно. Найдите текст научно-популярного характера и стихотворение, совпадающие по теме (где описана радуга). Текст и стихотворение, помещенные в этом номере, годятся для всех категорий читателей, начиная с начальной школы. Подберите более сложные тексты и поработайте с ними. Читателям можно дать задание на поиск различных текстов о радуге, в том числе и с помощью интернет, и составить библиографический список. Предложить юным читателям придумать задания по работе с текстами по их выбору для следующей встречи. Одно из них — подготовиться к выразительному чтению обоих текстов с последующим анализом.
Что дает такое чтение? Что оно отражает? Обсудить, как интонирование текста связано с его пониманием. Кроме того, желательно вспомнить картины, на которых изображена радуга. Предложить нарисовать радугу, сделав затем в библиотеке выставку рисунков. Выбрать экспертный совет (конкурсный совет) из ребят. Оценить все виды работ по разным номинациям. Все это можно реализовывать в рамках клубной формы работы в библиотеке, придумав броское название.
Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы