Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 12 (24)'04 - МОДЕЛЬЕРЫ XX ВЕКА
Мода проходит. Стиль — никогда!
Понятие мода (от лат. modus — мера, образ, способ, правило, норма) отражает особенности объединения существующего разнообразия одежд в костюм. Великие кутюрье и топ-модели, создающие Мир высокой моды,
сегодня диктуют не только стиль одежды, стиль жизни
и поведения, но во многом
и образ мыслей наших современников.

Гескьер Николя (1965 г. р.) — французский кутюрье, упрочивший славу дома Баленсиага («Библиотечное Дело» № 3 (15)). Гескьер начинал свою творческую деятельность у Готье и в фирмах Trussardi и Callaghan. В 1997 г. модельер подготовил свою первую коллекцию, в которой был ярко выражен его собственный стиль: вытянутый силуэт, обтягивающие брюки, удлиняющие ноги до бесконечности, подчеркнутая грудь в корсете или наоборот, деструктурированная благодаря сложному пэчворку, — смесь легкого романтизма и анатомического минимализма на фоне экспериментальной моды.
В 1998-м Николя Гескьер был приглашен на работу в дом Баленсиага, где ценились не только талант и творческая индивидуальность, но и скрупулезное отношение к делу. В 1999 г. вышла его первая коллекция, восторженно встреченная и критикой, и коллегами. Ведется поиск смысла на подиуме в форме мистических символов, и Гескьер выпускает коллекцию монашеских платьев-ряс в черной гамме — как у героев фильма «Звездные войны-2». В ней осознание моды достигает кульминации. Коллекцию 2003 года модельер комментирует так: «Главными темами этой коллекции были наивный футуризм, высокотехнологичная спортивная одежда и детские карнавальные костюмы». Нового арт-директора дома Баленсиага Николя Гескьера иначе как «гением» уже не называют. Его очень любят американские клиенты. А знаменитый британский дизайнер Хуссейн Чалаян назвал имя Гескьера в тройке лучших модельеров мира.
Николя Гескьер // Vogue. — 2003. — № 10. — С. 140, 148: ил.
Николя Гескьер для Balenciaga // Vogue. — 2003. — № 3. — С. 150: ил.
Гескьер Николас // Мода и стиль. — М., 2002. — С. 351.
Карабаш А. Белые одежды, или лишь бы не было войны // Домовой. — 2002. — № 3.
Гескьер Николя // Зелинг Ш. Мода. Век модельеров: 1900—1999. — М., 2000. — С. 155.
Гиндус Анна Григорьевна (? — 1919/1920 гг.) — владелица мастерской дамских мод в Петербурге начала ХХ века. Анна Григорьевна обучалась моделированию одежды и портновскому мастерству в Париже в модном Доме знаменитой Жанны Пакен, которая стала в 1900 году первой женщиной-президентом отдела моды на Всемирной выставке. Пакен была первой во многих начинаниях в области моды — у нее было чему поучиться. Вернувшись в Петербург и основав свою мастерскую, Гиндус продолжала поддерживать контакты с Домом Пакен.
В 1910-х гг. она получает признание, ее костюмы становятся популярными и в среде аристократии, и в художественных кругах. Вечерние туалеты от Гиндус поражают богатством фантазии и блестящим исполнением. Анна Григорьевна тонко чувствовала тенденции развития стиля и творчески использовала в украшении костюма казалось бы несоединимые материалы и цветовые сочетания. Вызывает восхищение богатство декора: эффектная вышивка золотой битью по фону, расшитому малиновым стеклярусом; кружева, имитирующие венецианский гипюр; оригинальная вышивка синелью и крученым шелком в тон ткани; экстравагантное сочетание черного длинноворсового меха с броской вышивкой золотым и черным стеклярусом, металлической битью, стразами, с дополнением из фигурных стекол.
Многообразие материалов и использование различных технических приемов для закрепления металлических нитей, введение в узор вышивки блесток, серебряных и золотых пластинок разной формы позволяло достичь богатства фактуры вышитых поверхностей. Характерная черта костюмов стиля модерн — изменение тональности тканей. Наряду со светлыми тканями, модными в предшествующий период, часто использовали яркие, контрастные тона: малиновый, зеленый, желтый. Великолепные туалеты, созданные в мастерской Гиндус, предназначались членам императорской семьи и представителям высшего света Петербурга. В собрании Эрмитажа, где особо богато и разнообразно представлен женский костюм конца ХIХ — начала ХХ вв. можно увидеть и туалеты из мастерской Гиндус.
Гиндус А. Г. // Русский придворный костюм от Петра I до Николая II из собрания Государственного Эрмитажа Санкт-Петербург. — М., 1999. — С. 128—129: цв. ил.
Гиндус А. Г. // Костюм Серебряного века в России 1890—1914: Каталог выставки из фондов Государственного Эрмитажа. — СПб., 1993. — С. 16—17, 24: цв. ил.
Гиндус А. Г. // Коршунова Т. Т. Костюм в России ХVIII — начала ХХ века: Из собрания Государственного Эрмитажа. — Л., 1979. — С. 276: цв. ил.

Голицына Ирэн (Ирина Борисовна, 1918 г. р.) — итальянский модельер, одно из ярких имен в мире моды ХХ века, владелица Дома моды Galitzine. Княжна Голицына, представительница одного из древнейших русских родов. Революция заставила бежать ее мать Нину Лазареву вместе с дочерью в Италию. Ее отец Борис Львович Голицын остался воевать в Крыму и приехал к ним только через несколько лет. Ирэн с матерью жила в Риме. Русский язык учила под строгим надзором мамы. Она росла в среде русских аристократов — в доме бывали Анна Павлова, Татьяна Толстая, граф Павлович, князь Юсупов. Закончив школу, Ирина поступила на факультет политических наук Римского университета, где изучала языки, искусство и готовилась к дипломатической карьере. «Моей самой большой мечтой было путешествовать, узнать мир и людей», — пишет она в своих воспоминаниях.
Голицына получила прекрасное образование, в совершенстве владела английским, французским, русским и итальянским языками. И ее первая работа была связана с переводами. Но пробуждаются и требуют воплощения другие способности Ирины: «Я записалась на курсы живописи и рисунка и предавалась мечтаниям над страницами журнала “Вог”». Она обожала элегантно и изысканно одеваться, и эта страсть привела ее в мир моды. Ирина устроилась на работу в римский Дом высокой моды семьи Фонтана, где проработала 3 года, а после знакомства в Париже с Диором и Баленсиагой решила открыть собственное ателье.
В 1959 г. она представила свою первую коллекцию «Альта мода», которая принесла ей успех. «Родилась новая звезда», — писала The New York Times. Но настоящая слава пришла с коллекцией 1963 года, которую Ирэн показала во Флоренции в палаццо Питти. Именно такая женщина, настоящая бизнес-леди, могла предложить прекрасной половине человечества одежду не только красивую, но и удобную. Она одной из первых стала вводить в женский гардероб брюки. Диана Вриланд, легендарная хозяйка журнала Vogue, назвала этот шедевр Голицыной «пижама-палаццо» или одежда для телевидения (нарядный ансамбль из шелка, состоявший из блузки без рукавов и брюк). В такой одежде Ирина ходила дома, и лишь по счастливой случайности ее уговорили растиражировать эту модель, удобную и революционную. Костюм быстро стал бестселлером, и среди клиенток Голицыной появилось немало знаменитостей, многие из которых стали ее друзьями. Среди них — Элизабет Тейлор, Одри Хепберн, Клаудиа Кардинале, Софи Лорен, Моника Витти, Грета Гарбо, Жаклин Кеннеди, королева Греции... Голицына путешествовала в обществе Онассиса, проводила уик-энды с Фордами и дружила с Кеннеди.
Ирэн Голицына живет и творит в Италии, однако считает себя русской на пятьсот процентов не только по происхождению, но и благодаря духовной связи с родиной. В 1988 г. она побывала в Москве, где участвовала в показе мод. Успех был потрясающим. В своей книге Голицына рассказывает: «Я не желала возвращаться туда [в Россию] обычной туристкой и не представляла себя в какой-нибудь гостинице, приехавшей с одной из иностранных групп. Я ожидала, что русские направят мне официальное приглашение не как частному лицу, а в признание моих заслуг, которых удалось достичь за многие годы».
Ее мечта начала осуществляться в 1990-е, когда стали налаживаться творческие контакты с российским миром моды, к которому Ирина Борисовна проявляет серьезный интерес. В 1991 г. она была приглашена в Петербург, где участвовала в телемарафоне, организованном ЮНЕСКО в Кировском театре. В 1992-м приехала на выставку итальянского дизайна в Москве и прочитала лекцию о моде в Московском государственном университете. А «в 1996 году осуществилась другая моя мечта: открылся бутик с моим именем на Пушкинской площади» в Москве.
В 1997—1998 гг. по приглашению Голицыной известный модельер Игорь Чапурин разрабатывает первую линию pret-a-porter de luxe в знаменитом итальянском Доме Моды Galitzine. В 1998 Чапурину вручают высшую награду Аccоциации Высокой Моды — «Золотой манекен». Эта коллекция — «Севастополь, ноябрь двадцатого» — была посвящена другу и учителю Ирине Голицыной и всем русским эмигранткам, их мужеству в изгнании, их силе духа и красоте. А в 1996-м сама Ирина Борисовна выпустила книгу воспоминаний «Из России в Россию».
Голицына И. // Ермилова Д. Ю. История домов моды. — М., 2003. — С. 122, 259: ил.
Россия в ее сердце: Элегантность, стиль, манера // 1000 лучших моделей Высокой моды / Сост. А. Рогова. — М., 2002. — С. 340: ил.
Голицына И. Из России в Россию: Воспоминания / Пер. с итал. Е. А. Степановой. — М.: Межд. отношения, 2001. — 376 с., ил.
Михайловская О. Ирина Голицына // Vogue. — 1999—2000. — № 12. — С. 190: ил.
Котельникова М. Княгиня // Домовой. — 1997. — № 3. — С. 74—82: цв. ил.
Марьяшкина Ю. К ее мнению прислушивались «звезды» // Столица. — 1994. — № 24. — С. 34—35: ил.
Тема номера

№ 17 (467)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы