Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 11 (23)'04 - РАРИТЕТЫ
Служение красоте
Ольга Валерьевна Усова, главный библиограф, заведующая отделом редкой книги библиотеки Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии

С заботой и щедростью создавалась библиотека Центрального училища технического рисования
барона Штиглица —
ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия. Ее уникальный фонд помогает досконально изучить искусство прошлого и найти опору для решения современных творческих задач.

В самом центре старого Петербурга, неподалеку от тенистых аллей Летнего сада, в стороне от шумных городских магистралей, в месте, исстари называемом Соляным городком, в 70-х годах XIX-го столетия разместилось одно из крупнейших художественно-промышленных учебных заведений дореволюционной России — Центральное училище технического рисования барона Штиглица. Идея создания этого учебного заведения была связана с теми сложными процессами, которые проходили в экономической и культурной жизни Европы и России во второй половине XIX века. И совершив небольшой исторический экскурс, мы сможем понять и оценить уникальность созданной при этом Училище библиотеки.
В 1851 году в столице самой развитой страны мира — Англии прошла 1-я Всемирная выставка, где была собрана промышленная продукция со всех концов света. Выставка явила почти неограниченные возможности производства, но в то же время показала, что качество машинной продукции не могло составить конкуренцию изделиям ремесленников в силу ее эстетической невыразительности. Для подготовки промышленных художников необходимы были школы, где изучался бы опыт художественных ремесел прошлых эпох на примерах памятников прикладного искусства.
В самых разных странах Европы, в крупных промышленных и культурных центрах возникают музеи нового типа — Музеи художественных ремесел. В создаваемых при них учебных заведениях наряду с изучением истории искусства преподавались основы нового — художественно-промышленного искусства. Особенностью обучения в подобных школах был акцент на совместной деятельности с музеями и библиотеками декоративно-прикладного искусства.
В этот процесс включилась и Россия. Только в европейском варианте школа возникала при уже существующих музее и библиотеке, в России же, наоборот, музей и библиотека создавались при учебном заведении. Библиотеки работали в тесной связи с учебными музеями и сочетали в себе не только библиотечные, но и музейные функции. В 1864 году в Москве при Строгановском рисовальном училище был открыт учебный музей. Несколько позже, в 1870 году, в Петербурге при школе Общества поощрения художеств также утверждается музей подобного типа.
В январе 1876 года придворный банкир и фабрикант барон Александр Людвигович Штиглиц обратился в министерство финансов с просьбой принять от него 1 миллион рублей и разрешить открыть в Петербурге училище технического рисования.
Известный русский гравер, выпускник ЦУТР Иван Павлов высказывает версию, что мысль о создании Училища у Штиглица возникла совершенно случайно: «На высокопоставленном рауте один из великих князей похвастался, что пожертвовал на благотворительное дело 100 тысяч рублей. Штиглиц не без ехидства ответил великому князю: «Ну, что такое 100 тысяч? Я знаю человека, который пожертвовал целый миллион и сделал это без всякой рекламы». И вызвал архитектора Месмахера (автора постройки своего дворца), вручил ему чек на миллион рублей и спросил: «Что сейчас полезнее всего сделать для народного просвещения?» Максимилиан Егорович без запинки ответил барону: «Основать художественно-промышленную школу».
Ныне, по прошествии более 120 лет, довольно трудно установить истинную причину, побудившую Штиглица сделать столь щедрое пожертвование — наверное, не только стремление оставить свое имя в истории, но и искреннее желание содействовать развитию России, ее промышленности и культуры. Немаловажную роль сыграл здесь и зять барона, муж его приемной дочери, Александр Александрович Половцов.
Половцов — приближенный Александра III, секретарь Государственного Совета, страстный коллекционер предметов искусства, являлся одной из главных фигур в деле создания ЦУТР, его музея и библиотеки. С 1877 года до своей кончины в 1909-м он — бессменный председатель Совета училища, который руководит всей жизнью учебного заведения и непрестанно печется о создании при нем музея и библиотеки, формировании там высококлассных художественных коллекций.
Работе в училище Половцов отдавался с необычайной энергией и присущей ему личной заинтересованностью. Создаваемую при его активном участии училищную библиотеку Половцов хотел видеть «могущественным образовательным для русской публики орудием, даже независимо от училища». Совершая ежегодные путешествия за границу, Половцов всегда стремился сделать приобретения для коллекций училища, на покупку книг и предметов искусства он расходовал не только специально отпускавшиеся Советом училища фонды, но и собственные деньги. Инвентарные книги библиотеки ЦУТР, хранящиеся в Государственном Эрмитаже, буквально пестрят записями о пожертвованиях Половцова, а после его смерти вся его личная коллекция западноевропейской гравюры XVII—XVIII веков поступила в библиотеку училища.
Библиотека начала комплектоваться в 1879 году, сразу после открытия «Начальной школы рисования, черчения и лепления». В первые годы существования училища для его библиотеки приобретались в основном учебные пособия — труды по истории, издания по искусству, архитектуре и орнаменту. Затем Училище стало выступать в качестве одного из крупнейших покупателей на международных книжных аукционах в Париже, Лондоне, Берлине, Вене и других европейских городах. Но первыми поступлениями были дары частных лиц, представлявших собой тесный круг любителей прикладного искусства, сложившийся вокруг Половцова. Среди дарителей нельзя не упомянуть князя Г. Г. Гагарина, постоянного члена Совета училища, обладавшего значительным состоянием и сосредоточившего свои интересы на благотворительной деятельности и собирательстве произведений искусства, прежде всего — прикладного.
Он издал на свои средства альбом «Собрание византийских, грузинских и древнерусских орнаментов и памятников архитектуры», имеющий и по сей день большую ценность для студентов художественных вузов. Через год после создания училища и его библиотеки, князь Гагарин пожертвовал книжные шкафы для быстро увеличивающихся фондов библиотеки и специальные витрины для хранения увражей.
29 декабря 1881 года состоялось торжественное открытие здания Центрального училища технического рисования барона Штиглица, в просторных залах второго этажа которого разместился учебный музей и библиотека.
Для библиотеки были отведены помещения на трех этажах, соединенные между собой внутренней лестницей. В начале 1884 года была закончена отделка основного двухъярусного зала библиотеки, решенного в модном в то время «ренессансном» стиле. Обширный читальный зал представлял собой систему встроенных книжных шкафов из темного дуба, на антресоли вела изящная деревянная лестница с богатой резной отделкой. Декоративное убранство, созданное по проекту архитектора и первого ректора ЦУТР М. Е. Месмахера, сохранилось и по сей день.
Кроме прекрасного декоративного убранства, в библиотечном интерьере были учтены все требования для удобного и надежного хранения фондов. Дубовые шкафы были не только оборудованы полками из некрашеного натурального дерева, но и внутренней вентиляцией, не позволявшей книгам отсыревать или покрываться плесенью.
Помещение библиотеки обогревалось с помощью горячего воздуха системой воздуходувов и вентиляционных решеток. В двухсветном зале стояли удобные большие столы, хорошее естественное освещение дополнялось настольными лампами и подвесными светильниками — ведь читателям нередко приходилось делать здесь зарисовки или снимать копии с художественных изданий.
По воспоминаниям гравера Ивана Павлова: «Исключительно прекрасное впечатление производила библиотека училища: двухъярусная система богатых шкафов, изумительный порядок и чистота, хороший персонал, а главное — в ней можно было найти все книги по самым различным отраслям искусства».
По утвержденному Уставу и штатам в библиотеке должно было работать два человека: старший библиотекарь и его помощник. Советом Училища были разработаны подробные инструкции, определяющие права и обязанности каждого работника. Перечень этих обязанностей мало отличается от современных требований.
Что касается скрупулезных правил пользования библиотекой читателями, то среди них были и достаточно любопытные: читатель не имел права брать литературу, не входящую в план обучения. При входе в библиотеку он обязан был тщательно вымыть руки, для чего был оборудован специальный умывальник. Значимость этого предмета была столь велика, что задание на его изразцовое обрамление вошло в учебный план 1910 года.
Своей педантичностью и скрупулезностью правила, несомненно, пришлись по душе первому старшему библиотекарю Ивану Андреевичу Гальнбеку, в библиотеке то и дело слышалась его команда: «Вычищайте ваши руки» или «не кашлять». По словам художника Кузьмы Петрова-Водкина, Гальнбек стал ее «цербером, страшным своей строгостью»: «Каждому подходившему к нему за увражами оно, казалось, говорило: “ага, вот мой самый злостный враг!”» Другой ученик ЦУТР, художник Бучкин, отмечал: «В богатой училищной библиотеке, которой он заведовал, царили порядок и чистота». Впрочем, Бучкину довелось узнать строгого Гальнбека и с другой стороны: «…В домашней обстановке он был добродушный, веселый, чудаковатый хозяин; подчеркивал гостеприимство и по-ребячески шутил».
Гальнбек Иван Андреевич (1855—1934), искусствовед и коллекционер, рисовальщик и архитектор. За участие в русско-турецкой войне 1877—78 годов он был награжден знаком отличия военного ордена Св. Георгия IV степени. Закончив в 1879 году Академию художеств, он получил звание классного художника III степени по архитектуре. В течение двух лет он путешествовал по Европе, изучая искусство и архитектуру европейских стран. Вернувшись в Петербург, Гальнбек 21 января 1881 года был назначен старшим библиотекарем ЦУТР, а с 1882 года преподавал в нем. В 1904 году он создал Русское художественно-промышленное общество и был его первым председателем, занимался археологией и историей архитектуры. Профессор И. А. Гальнбек — автор проектов постройки и реконструкции свыше десяти зданий в Петербурге и его окрестностях, в том числе загородного дома Фаберже, для которого он также сделал несколько проектов и моделей ювелирных изделий.
Гальнбек много сделал для создания великолепной учебной библиотеки, читал лекции, организовывал выставки, конкурсы. Благодаря его деятельности, библиотечные фонды из года в год быстро увеличивались. В ней собирались и превосходно комплектовались фонды по таким разделам, как библиография по искусству, истории искусства, архитектуре, живописи, методике преподавания рисования, резьбе по дереву и мебели, ткачеству, ситценабивному делу и шитью, керамике, фаянсу и фарфору, майолике и эмали, стеклу, мозаике и графике, металлу, бронзе, драгоценным металлам и ювелирному делу, художественных работ из кожи, орнаменту и его истории. Для своего времени все это было представлено в библиотеке почти с всеобъемлющей полнотой. Единственно, чем библиотека была бедна, так это книгами по истории культуры, истории философии и другим гуманитарным наукам. Фонды этих разделов были невелики.
Уже к 1887 году в библиотеке насчитывалось более 3000 названий различных художественных изданий и до 60 000 рисунков, гравюр, офортов, ксилографий и литографий крупнейших западноевропейских художников, в особенности мастеров декоративно-прикладного искусства.
Благодаря щедрому финансированию барона Штиглица, расходы на комплектование библиотеки вдвое превышали расходования на музей. Гальнбек сам занимался комплектованием. Для него не существовало в буквальном смысле слова «дорогих изданий» — и на приобретение книг отпускались огромные средства: если в 1888 году для библиотеки и музея израсходовано 210 500 руб., то через год уже вдвое больше. Библиотека регулярно пополнялась не только новыми книгами и журналами, но и изобразительными материалами — гравюрами, акварелями, планами и картами, а позднее и фотографиями. Была создана поразительная по богатству коллекция подлинников старых мастеров — рисунки Рафаэля, гравюры Рембрандта и Дюрера, а также знаменитых художников-декораторов — Буше, Гутьера, Николя Пино и многих других. Кроме того, в библиотеке была собрана большая коллекция книжных переплетов из личных библиотек французских королей XVII—XVIII веков.
Были составлены основные каталоги: алфавитный, фотографический и специальные каталоги. Но самое главное, Гальнбеком был составлен единственный в то время в России предметный каталог, дающий библиографию всех производств декоративно-прикладного искусства. В этом каталоге были систематизированы не только все книги, не только статьи журналов, но и огромное количество всевозможных репродукций предметов прикладного искусства.
В целях популяризации книжных фондов и облегчения поиска нужной литературы в библиотеке каждую неделю устраивались тематические выставки — новых поступлений, книг и наглядного иллюстративного материала по различным видам художественных ремесел, такие как «Изделия из железа и решетки», «Бронзовые и железные балюстрады», «Столовые ножи, вилки, ложки», «Тумбы и тумбочки», и проч.
В 1904 году Гальнбек организовал первую передвижную плавающую учебно-показательную выставку для ремесленников и кустарей на материалах Училища, с которой проехал от Петербурга до Астрахани и обратно. С 1911 года началась подготовка выставок вне стен библиотеки, чтобы показать огромное богатство ее фондов. С этой целью библиотека совместно с Музеем ЦУТР в 1912 году открыли выставку гравюр и оригинальных рисунков старых мастеров, где было представлено 233 работы как больших мастеров, так и малоизвестных авторов.
Всю эту большую работу, по существу, вели до 1907 года два человека: старший библиотекарь Гальнбек и его помощник — Термен. Только по требованию учащихся позднее штат библиотечных работников увеличился до трех человек.
Совет Училища неоднократно посылал Гальнбека и его помощников за границу для изучения постановки библиотечного дела в художественно-промышленных библиотеках при учебных заведениях и музеях Парижа, Лондона, Берлина.
Библиотека пользовалась огромной популярностью. Помимо посторонних посетителей, в течение года каждый учащийся (а всего их было около 200) посещал библиотеку не менее 20 раз и просматривал около 100 экземпляров книг, журналов, рисунков, гравюр, литографий. Библиотека была открыта для занятий с 10 утра до 3 часов дня, для преподавателей и учащихся она дополнительно работала по вечерам по понедельникам, средам, четвергам и субботам с 17:30 до 20:30. Библиотека стала важной частью художественно-эстетического и учебно-просветительского комплекса, обеспечивавшего наглядность и непосредственное соприкосновение учащихся с произведениями искусства и ремесел.
К 1917 году в ней было 17 108 названий, вернее, инвентарных номеров, а по количеству томов значительно больше. Система учета книжных фондов производилась изданиями, а не отдельными томами, следовательно, некоторые издания состояли из 10 и более томов. Периодическая литература — журналы также учитывались под одним номером каждый годовой комплект.
После Октябрьской революции, в 1920 г. комиссар Училища Н. Тырса в одном из писем указывал: «Библиотека насчитывает 45 000 томов на всех европейских языках по вопросам искусства и художественной промышленности, кроме того, имеет около 90 000 рисунков, гравюр, увражей, офортов, хромолитографий и т. д. Она — единственная в России по обилию рукописей, имеющих большую художественно-уникальную ценность. Библиотека по богатству своего художественного материала первая в Петербурге, значительно превосходит художественный отдел Публичной библиотеки и бывшей Академии художеств, и может быть приравнена лишь к художественному отделу библиотеки Московского Румянцевского музея».
В первые годы Советской власти в связи с частыми реорганизациями Училища менялся и характер работы библиотеки: штат увеличился до 10 человек, а работали они уже в две полные смены. После слияния Училища с Академией художеств в октябре 1922 года библиотека еще два года продолжала существовать в прежнем статусе. После Правительственного постановления от 1 июля 1924 года о слиянии библиотеки Училища с библиотекой Государственного Эрмитажа она стала частью эрмитажной библиотеки, а Иван Гальнбек был зачислен в ее штат. Осенью 1926 года все имущество и ценности библиотеки были перевезены в Эрмитаж. «В течение почти трех лет после официальной передачи этой библиотеки Эрмитажу, она все еще продолжала лишь состоять в ведении главного библиотекаря, — сообщается в книге Вольценбурга «Библиотека Эрмитажа», изданной в Ленинграде в 1940 году. — Бывшая библиотека Штиглица в значительной части состояла из книг по прикладному искусству. Присоединение этих книг к Эрмитажной Библиотеке явилось чрезвычайно полезным делом для последней, ибо осуществляло пополнение ее именно той литературой, которая была наиболее слабо представлена в Эрмитаже, — подчеркивал автор книги. — Эрмитажная Библиотека получила, наконец, богатый подбор книг по искусству текстиля, керамики, мебели и т. п. Среди этих книг встречаются очень редкие и ценные экземпляры, сохранившиеся до нашей эпохи лишь в очень немногих экземплярах».
Впрочем, библиотека ЦУТР обогатила не только Эрмитажную коллекцию книг, но и собрание западноевропейского эстампа, где хранится выдающаяся коллекция орнаментальной гравюры XVI—XIX веков, насчитывающая более 40 тысяч листов. Эта коллекция практически целиком сложилась в стенах ЦУТР, из библиотеки которого она была передана в Эрмитаж. Несмотря на то что графическая коллекция, хранившаяся в библиотеке, была широко доступна для обозрения и копирования, сотрудники Эрмитажа отмечают превосходное состояние ее сохранности, которым она отличается по сей день. В отношении сохранности орнаментальные эстампы из библиотеки училища разительно отличаются от гравюр, попавших в Эрмитаж из Музея училища, где они, видимо, не считались первосортным материалом. Вне всякого сомнения, отличной сохранностью коллекция обязана педантичному строгому немцу И. А. Гальнбеку и его помощникам.
Новый этап развития библиотеки начался после воссоздания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища в 1945—1949 гг. Ядро нового фонда библиотеки сложилось из части книг библиотек Государственного Эрмитажа, ЦУТР, Московского института прикладного и декоративного искусства, Школы мастеров художественной отделки зданий, а также из даров и личных книжных собраний известных деятелей культуры и искусства.
В настоящее время книжное собрание библиотеки насчитывает около 150 000 томов. В фонде библиотеки хранятся русские и зарубежные книги (с XVII в.), имеющие большую историко-культурную ценность. Это прекрасные пособия по истории искусства, позволяющие будущим искусствоведам и художникам знакомиться с тем, что делалось в той или иной области искусства в прошлом и на что можно опереться, решая собственные творческие задачи.
Значительную часть библиотечного фонда составляют периодические издания по архитектуре, живописи, графике, декоративно-прикладному искусству, дизайну. Годовыми комплектами широко представлены русские журналы конца XIX — начала XX вв., а также десятки наименований зарубежных журналов того же периода.
Обширна коллекция ботанических и зоологических атласов, а также собрание старинных репродукций и подлинных фотографий с изображением памятников русской и зарубежной архитектуры, интерьеров, предметов декоративно-прикладного искусства, мебели, церковной утвари, посуды, художественного оружия, ювелирных изделий и т. п. Особую ценность представляет для художников собрание орнаментов.
Многие книги являются образцами типографского искусства, имеют прекрасные переплеты, экслибрисы, владельческие и дарственные надписи. Интересны материалы по истории вуза, среди них уникальная рукопись бывшего директора библиотеки Н. А. Михина «История возникновения и развития ЦУТР барона Штиглица», альбом фотографий интерьеров и планов здания училища, выполненных архитектором М. Месмахером, сборники работ учащихся ЦУТР, издававшиеся ежегодно с 1896 по 1916 гг., а также наградные книги с подписью директора ЦУТР, профессора М. Месмахера. Подобные издания постоянно пополняют фонд редкой книги, который насчитывает сейчас около 15 000 экземпляров редких изданий.
Тема номера

№ 14 (344)'19
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы