Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
http://www.indivi-dom.ru/ каркасная панель.
Архив журналов - № 10 (22)'04 - СПЕЦИАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ
Вселить веру в себя
Любовь Алексеевна Высоцкая, заведущая тифлоотделом Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых

Для людей с ограниченными возможностями очень часто книга — единственное «окно в мир». В условиях специальной библиотеки новый импульс в качественном обслуживании инвалидов по зрению дает социальное партнерство.

Термин «социальное партнерство» вполне правомерен при рассмотрении взаимоотношений специальной библиотеки для инвалидов по зрению и ее читателей. Он многогранен — это и психологический контакт читателя и библиотекаря, и взаимоотношения библиотеки в целом как института, реализующего полноценное информационное обеспечение читателей — инвалидов по зрению. Это и связующая роль посредника между читателем и фондами библиотек России и зарубежных стран.
Учитывая современные реалии и международную практику, российские библиотеки для слепых стараются руководствоваться важнейшими международными документами, в том числе: Декларацией о правах инвалидов (1971), Манифестом ЮНЕСКО о публичных библиотеках, Конвенцией и Рекомендациями о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983), программой ИФЛА «Доступ к информации — для всех» (1992), Резолюцией конференции Европейского союза слепых по библиотечному обслуживанию инвалидов по зрению (1992). Импульс работе также дают указы Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержке инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (2.10.1992), Постановление Совета министров Правительства РФ (2.04.1993). «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов».
Эта законодательная платформа очень важна — она объединяет деятельность как государственных структур, так и общественных и частных инициатив для наиболее полного удовлетворения потребностей и самореализации лиц с ограниченными возможностями. Законы и постановления напрямую затрагивают деятельность библиотек и способствуют вовлечению их в складывающуюся международную систему кооперации и координации. Политика дальнейшего развития библиотечного дела основывается на внедрении информационных технологий. Наиболее важным аспектом международного сотрудничества является взаимоиспользование ресурсов для более полного удовлетворения информационных потребностей слепых и слабовидящих людей.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире в настоящее время насчитывается 40 миллионов слепых и около 20 миллионов слабовидящих. Ежегодно число слепых увеличивается на 1 миллион человек. В РФ насчитывается более 270 тысяч слепых и слабовидящих. В Петербурге и Ленинградской области — 13,5 тысяч инвалидов по зрению. 32,5% — инвалиды I группы. 70% — старше 60 лет. Высшее образование имеют 2075 инвалидов по зрению, среднее и средне-специальное — 5,5 тысяч человек. Среди них 14 докторов и кандидатов наук, свыше 80 преподавателей и научных работников, более 200 руководителей и административных работников…
Перечислять сферы деятельности, где реализуют свой потенциал незрячие люди — как в системе предприятий и организаций Всероссийского общества слепых, так и вне ее — можно долго. И за каждым именем — человек со сложной судьбой. А реализоваться как личность каждый сумел лишь потому, что были у него воля, упорство, настойчивость, увеличенные вдвое, втрое по сравнению со зрячим человеком. Ведь незрячий, работающий в среде зрячих, часто попадает в ситуации, которые можно назвать экстремальными. Умение анализировать и прогнозировать свою работу — важное условие любой успешной деятельности, а этому нужно учить с ранних лет. Подготовка незрячих и слабовидящих детей к самостоятельной жизни включает в себя много структурных компонентов. Но самое главное, наверное, помочь победить страх перед будущим, вселить веру в себя.
Один из самых активных пропагандистов идеи равноправия и равных возможностей, почетный президент Национальной федерации слепых США, длительное время возглавлявший эту организацию, видный и авторитетный деятель Всемирного союза слепых, считает, что отсутствие зрения не меняет человеческую сущность, а обусловливает специфические особенности восприятия и познания мира, овладения знаниями, чтения и пространственной ориентировки и пр. Новый подход к инвалидности означает и эволюцию отношения к своим возможностям — стимулируется отказ от позиции иждивенства, трезвая оценка своих способностей, мобилизуются духовные силы на психологическую установку равенства, независимости, уверенности в себе.
К. Джерниган напоминает нам слова немецкого писателя XIX века Макса Стирнера: «Свобода не может быть дарована. Ее нужно взять самому». Такой девиз предполагает активную жизненную позицию, стремление к независимости. «”Узор” свободы ткется беспрерывно, мы же являемся частью этого процесса; но есть и еще кое-что, у каждой группы людей есть своя собственная модель жизни, собственный путь к свободе, своя собственная задача. Перед слепым человеком стоит монументальная задача. Судите сами: нужно изменить направление общественной работы и само понимание обществом слепоты... Наша свобода — свобода слепых людей — складывается из четырех важнейших факторов... Первый и самый важный фактор — внутренний. Речь идет о том, во что мы верим и к чему приходим сами. Фактор второй — народное образование. Третий — законодательство. Четвертый фактор — способность противостоять. Другие люди склонны относится к нам так, как это делаем мы в отношении самих себя», — пишет он в статье «Слепота — свой путь к свободе». Она была переведена в 1994 г. в тифлоотделе нашей библиотеки и издана крупнопечатным шрифтом, дабы большее число инвалидов смогло прочитать и задуматься, принять или оспорить позицию автора, которая и сегодня продолжает оставаться острой, задиристой, бойцовской.
За годы перемен, которые так изменили социальную ситуацию в нашей стране, выросло новое поколение, которому поневоле приходится решать для себя вопрос о свободе и независимости. Если с детства ребенку помогут усвоить, что «мы, просто-напросто, нормальные люди, но без зрения и именно такого отношения мы к себе ждем, — как к нормальным людям без зрения...», — такой ребенок сможет использовать свой шанс преуспеть или потерпеть крах в зависимости от личных способностей.
Но пафос Джернигана заражает... «Завтрашний день сияет надеждой. Мы идем на встречу ему с радостью; и мы возьмем с собой все, что имеем, — наши надежды и мечты, наше желание работать и наш горький опыт, наши убеждения и нашу цель, и нашу ненависть к рабству. И вот еще что мы возьмем — нашу веру в себя и нашу любовь друг к другу, нашу убежденность в изначальной доброте всех людей». В этом эмоциональном манифесте огромный заряд духовной энергии. Именно такие люди сдвигают общество с устоявшихся — и не всегда верных — позиций и заставляют сделать шаг вперед.
Согласно Декларации о правах инвалидов (1971), слово «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу недостатка, врожденного или приобретенного. Инвалиды, в соответствии с Декларацией, имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства и те же основные права, что и их сограждане.
Люди с ограниченными возможностями стремятся к независимой жизни, в которой они самостоятельно делают выбор и отстаивают право на риск, ошибки и активное участие в социальных, политических и экономических процессах. Иллюстрация такого выстраданного права — жизнь и творчество слепоглухого доктора психологических наук А. В. Суворова. «Школа взаимной человечности» (1995), «Достоинство: Лирико-психологическое самоисследование» (1997) — названия его книг говорят сами за себя. Суворов защитил кандидатскую диссертацию по теме «Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты», докторскую — по теме «Человечность как фактор саморазвития личности». Он научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, известен в мировом сообществе слепоглухих, участвовал во многих международных конференциях. В США А. В. Суворову присвоили степень почетного международного доктора гуманитарных наук в знак признания (так было сформулировано в дипломе) всего его жизненного подвига.
Александр Суворов — мыслитель, поэт, ученый — всей своей жизнью доказывает, как обрести и сохранить достоинство в условиях жестокой обездоленности, как из страдающего ребенка может вырасти великодушный, мудрый и многим помогающий человек. У нас, к сожалению, о нем знает очень узкий круг людей. Его книги изданы тиражом в 1000 экземпляров, в виде брошюр в мягком переплете. А ведь это уникальные издания, которые могли бы воздействовать своей глубиной, эмоциональностью, искренностью на сознание многих людей разного возраста и не обязательно инвалидов. Свою исповедь А. В. Суворов предваряет словами: «Посвящается всем, кто так или иначе способствовал, способствует и будет способствовать моей полноценной, достойной звания человека жизни», которые убедительно иллюстрируют «социальное партнерство» в идеальном его проявлении.
Один из его тезисов — «Самоопределение — это взаимный учет интересов» — можно использовать в рассказе о нашей библиотеке, вся структура которой выстраивается и развивается с учетом интересов читателей. За последние десять лет — годы и надежды, и потерь — произошли значительные качественные изменения в работе Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых. Появились новые отделы, где читателям оказывают совершенно новые услуги. Все библиотечные процессы автоматизированы, каталоги ведутся в машиночитаемом и брайлевском вариантах. Среди задач, решаемых библиотекой в русле мирового сотрудничества, — выработка единого стандарта записи «говорящих» книг, создание мирового информационного банка данных о фондах специальных библиотек, предоставление незрячим доступа к мировым информационным ресурсам.
Сегодня наша библиотека — одна из крупнейших для инвалидов по зрению в России. Богатые фонды книг в трех форматах: брайлевском, «говорящем» и плоскопечатном, — позволяют обслуживать разнообразный в возрастном и социальном отношении контингент читателей — более 11 тысяч человек. В структуру библиотеки входят 8 филиалов (4 в городе и 4 — в области) и свыше 50 библиотечных пунктов в городе и области. Особая группа читателей — специалисты разных профилей, так или иначе связанные в своей работе с незрячими людьми, в свою очередь реализующие на деле принцип «социального партнерства». Главным образом, это педагоги и психологи, работающие в специальных школах и реабилитационных учреждениях.
В отделе тифлологии сконцентрирована литература по самым различным проблемам тифлологии и важнейший справочно-библиографический аппарат. Этот редчайший фонд складывался по крупицам в течение долгого времени. Сюда вошли книги из личных собраний известных тифлопедагогов Бориса Игнатьевича Коваленко и его дочери Нины Борисовны, известного общественного деятеля ВОС Эдуарда Яковлевича Галвина. Фонд отражает самые разные направления тифлологии: историю общества слепых, офтальмологию, тифлопсихологию, тифлопедагогику, реабилиталогию, персоналии. Он активно используется (отдел обслуживает дефектологов всего города).
Мы углубленно работаем со специалистами-реабилитолагами, учителями школ слепых и слабовидящих. Ведем индивидуальную работу с родителями детей-инвалидов по зрению. Приходится совмещать с библиотечными функциями и функции психотерапевта. Более 6 лет в отделе собираются люди, стремящиеся к духовному совершенствованию, познанию православной культуры. Здесь мы можем говорить о подлинной интеграции, так как на занятия объединения «Азы духовной культуры» приходят как инвалиды по зрению, так и зрячие люди.
Наши сотрудники работают в десяти отделах. На абонементе читатели могут взять на дом любую литературу: рельефно-точечным шрифтом Луи Брайля, «говорящую» книгу, крупнопечатные и плоскопечатные издания, познакомиться с периодикой и книжными новинками. Через надомный абонемент, который обслуживает и инвалидов других категорий, книги можно получить по почте или договориться о доставке на дом. Читальный зал также располагает всеми видами литературы и периодики. Здесь работают библиотекари-чтецы, которые по договоренности с читателем, в удобное для него время прочитают те тексты, которых нет в нужном ему формате, или полученные на короткое время по МБА из РНБ или БАН.
Плоскопечатные издания можно прочитать с помощью электронной лупы, если у читателя есть остаточное зрение. В библиотеке работает компьютерный центр, где незрячие читатели могут пользоваться электронным каталогом, работать в интернете, читать электронные базы данных и книги на компакт-дисках, сканировать текст, перевести его с помощью брайлевского принтера в рельефно-точечный шрифт, воспользоваться электронной почтой, отредактировать электронные тексты и многое другое. Компьютеры снабжены специальным приспособлением — «брайлевская строка» позволяет незрячему человеку работать на ПК. Можно пользоваться синтезатором речи, озвучивающим текст.
Когда 15 лет назад один незрячий читатель попросил меня подобрать литературу по теме «Читающие машины», я была в растерянности. Кроме небольших заметок из области фантастики (как мне казалось), ничего найти не смогла. Использовала журнал «Изобретения стран мира». Поняв, что наука не стоит на месте, стала регулярно издавать в отделе списки патентов на изобретения по тифлотехнике, которые очень пригодились многим техническим специалистам, решившим помочь незрячим (и здесь работал принцип «социального партнерства»). А сегодня в нашей библиотеке есть читающая машина, машина-переводчик с иностранного языка и другая техника. Прорыв в техническом оснащении, ремонт здания нам удалось сделать только потому, что у директора нашей библиотеки Е. В. Шеповаловой — талант находить социальных партнеров. Город помог нам в развитии, а в техническом оснащении участвовал Фонд Сороса.
В библиотеке формируется фонд иностранного отдела с литературой на английском, немецком, французском и других языках во всех видах: крупнопечатном, «говорящем», рельефно-точечном. Теперь инвалиды, желающие, изучить языки могут осуществить мечту сами, так как есть самоучители. Есть у нас и библиографический отдел, который активно помогает незрячим работникам интеллектуального труда, студентам и другим читателям составить списки литературы по различным отраслям знаний. Могут это сделать и сами читатели, так как специальные картотеки ведутся в машиночитаемом и брайлевском вариантах. Выпускается информационный бюллетень новых поступлений.
Издательский отдел — тоже пример «социального партнерства», так как экстренно устраняет те проблемы, которые возникают в фондах нашей библиотеки. Не смотря на то, что они многообразны как по видам литературы, так и по содержанию, и насчитывают около 400 тысяч единиц хранения, возникает необходимость в выпуске дополнительных изданий — на кассетах, компакт-дисках, шрифтом Брайля, крупнопечатных. Особое внимание сегодня уделяется изготовлению тактильных книжек-игрушек для маленьких слепых детей — в нашей стране до сих пор никто этим не занимался. Образцы первых книг уже изготовлены и слепые малыши уже начали с ними знакомиться. Цель этих книг: развивать осязание, будить воображение и познавательные процессы и тактично приучать ребенка к тому чуду, которое в дальнейшем откроет ему большой, многообразный мир знаний, — к книге.
Другой пример «социального партнерства» — издание русско-финского журнала «Этюда» о жизни незрячих, который выходит с 1996 г. два раза в год на двух языках в крупнопечатном виде и на кассете. Его учредители и издатели — наша библиотека и Федерация инвалидов по зрению Финляндии. Главный редактор — Пяйви Тийхонен, инвалид по зрению, которая появилась в нашей библиотеке много лет назад, будучи студенткой филологического университета в Хельсинки, чтобы попрактиковаться в русском языке.
Еще один пример — подготовка и печатание музыкальных нот рельефно-точечным шрифтом Брайля. Многие годы этот процесс осуществлялся с огромными трудностями, вручную. Учителя музыкальных школ для слепых детей или родители делают неимоверные усилия, чтобы подготовить своего ребенка к будущему и дать ему то, что, казалось бы, слепому ребенку доступнее всего — музыкальную грамотность. Но как это сделать, если тех нот, которые нужны, нет в рельефно-точечном варианте? Вот и приходилось трудиться самим, с помощью грифеля и брайлевского прибора. Теперь эта проблема решена с помощью компьютерной программы и брайлевского принтера.
У нас активные партнерские отношения с музыкальной школой для слепых детей. Сотрудничаем мы и со школой слепых и слабовидящих им. К. К. Грота. Очень давние деловые контакты с Центром медико-социальной реабилитации для инвалидов по зрению и с Центром по реабилитации детей с тяжелой зрительной патологией. Наша библиотека — социальный партнер специальных библиотек Северо-Запада, выполняющий функции методического и регионального центра. Мы регулярно проводим региональные, общероссийские и международные конференции, сотрудничая со специальными библиотеками всего мира.
Но главное — ежедневная индивидуальная работа с каждым читателем — инвалидом по зрению. У этих людей очень часто книга — единственное «окно в мир», но какое огромное...
Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы