Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 7 (7)'03 - ГОД ЯПОНИИ
От Акутагавы до Мураками
Мы продолжаем публикацию обзора японской прозы
ХХ века, который может быть использован в качестве аннотированного рекомендательного библиографического указателя.

Эдогава Рампо (1894—1965) — литературный псевдоним писателя Таро Хирои, основоположника детективного жанра в японской литературе. Прежде чем стать писателем, он сменил множество профессий. В Японии он сыграл ту же роль, что Эдгар Аллан По на Западе. Литературный критик Корэскэ Исигами, исследуя творчество Рампо, писал: «Если По — писатель ХIХ века, то Эдогава Рампо — дитя ХХ столетия. Если первый — великий мистик, то второй — не менее великий мистификатор». Свой первый рассказ «Медная монета» писатель опубликовал в 1923 г. Его рассказы — блестящий образец так называемого интуитивного детектива. Разгадки его невероятно запутанных историй всегда парадоксальны, и если рядовой европейский детектив содержит обычно «двойное» дно, то истории Рампо могут иметь и три, и четыре степени тайны.
Любимый его персонаж — дилетант, любитель детективов, обычно совершающий остроумнейшие злодеяния или выдвигающий наиболее точную версию. Неостроумный человек не может быть у Рампо убийцей, потому что преступление должно быть красивым, достойным детективной литературы.
Другим, не менее важным направлением творчества писателя являются «рассказы об ужасном», восходящие к традиционному японскому жанру «кай дан» — повести о привидениях, оборотнях и духах.
Творческое наследие писателя велико и составляет 25 томов. Детектив является любимым жанром Рампо, но он написал и целый ряд эссе, статей, проводил литературоведческие исследования.
Эдогава Рампо. Повести и рассказы Эдогава Рампо / Пер. с яп. — СПб.: Терра, 1999. — 416 с.
Эдогава Рампо. Демоны луны: [Сборник: Перевод] / Эдогава Рампо — СПб.: Кристалл-Терция, 2000. — 864 с. — (Библиотека мировой литературы. Малая серия).
Эдогава Рампо. Психологический тест / Пер. с яп. Г. Дуткиной. — СПб.: Азбука-классика, 2000. — 256 с.
Эдогава Рампо. Игры оборотней / Пер. с яп. В. Скальник, Т. Редько-Добровольской. — СПб.: Азбука-классика, 2000. — 352 с.
Эдогава Рампо. Красная комната / Пер. с яп. Г. Дуткиной. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — 256 с.
Эдогава Рампо. Игры оборотней / Пер. с яп. Г. Дуткиной. — СПб.: Северо-Запад Пресс, 2003.
Эдогава Рампо. Рассказы об ужасном: Повести, рассказы / Пер. с яп. В. Скальника, Т. Редько-Добровольской. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — 352 с.
Сакатэ Ёдзи родился в 1962 г. в префектуре Окаяма на о. Хонсю. Образование получил в университете Кэйъё на факультете японской литературы. В 1981 г. еще будучи студентом стал членом театральной компании «Транспозиция 21», которую возглавлял тогда Ямадзаки Тэцу, автор пьес и режиссер. В 1983 г. Сакатэ создает новую театральную группу «Свечение», в которой выступает в роли драматурга и директора. Две пьесы Сакатэ 1988 г. принесли ему первый крупный успех: «Токийский суд» и «Опасная история». Обе пьесы посвящены несправедливости юридической системы, нарушению прав человека. Материал для «Опасной истории» драматург собирал на основе реальных событий 1984 г., но действующие лица и их диалоги сюрреалистичны и абсурдны.
В 1989 г. Сакатэ пишет пьесу о лесбиянках «Дебют». В 1991 г. за пьесу «Бездыханный» Сакатэ получил премию Кисидо за драматические произведения. В пьесе рассматривается проблема загрязненности Токио. В 1993 г. Сакатэ написал «Песнь китов» и «Столицу королевства Богов». «Песнь китов» была поставлена в театре Судзунари в Токио, ознаменовав появление цикла Современных пьес Но, написанных Сакатэ. В своем театре он внедрил условности классического японского театра Но, соединив фантазии и традиционную культуру, что добавило завершенности и утонченности его пьесам.
«Столица королевства Богов» посвящена писателю ХIХ века Лафкадию Херну. В пьесе «Бурлящая точка в море» (1997) описана жизнь на Окинаве. В 1998 г. Сакатэ написал пьесу «Окинавский молокозавод», в которой затронуты социальные проблемы, связанные с присутствием американских войск на Окинаве. Сакатэ создает серьезные пьесы с хорошо прописанной сюжетной линией и высокой степенью злободневности. Диалог в пьесах восходит к театру абсурда, он сух и полон юмора.
Сакатэ Ёдзи. Песнь китов / Пер. с яп. Л. С. Саакян // Современная японская драматургия. Полвека японского театра: 90-е годы. Т. 1. Ч. 1 / Под ред. Ассоциации драматургов Японии. — М.: Серебряные нити, 2001. — С. 23—90.
Танеда Сантока (1882—1940) — писатель, каллиграф, философ, последний в истории подлинный дзэнский поэт-странник, соединивший в своих книгах прошлое и настоящее, вековую мудрость буддийских патриархов и смиренное всепрощение аскета. Он видел вечное в текущем и смену времен года считал процессом более важным, чем развитие авиации. Сантока любил людей, но ближе ему были законы природы. Бродяга и бражник, он чувствовал себя неуютно в суете городов, предпочитая им вольную стихию гор и вод. Он верил, что неприкаянность, бедность и близость к Природе приведут его к постижению Истины.
Поэт не ошибся. Его хайку несут в себе гармонию первоэлементов — исконную истину земли, воды, дерева, огня, металла — порождающих вселенскую энергию созидания. Сантока считал себя медиумом космической Единой души, воссоздающим и голоса и формы эфемерного мира в своем кратком земном странствии. Свое бытие на земле он воспринимал как развивающееся в пространстве и во времени поэтическое действие, которое подлежит воспроизведению в хайку. «Его поэзия одновременно проста и сложна, как Жизнь» (А. Долин).
Танэда Сантока. Стихи и проза / Пер. с яп., предисл. и комменнт. А. А. Долина. — СПб: Гиперион, 2001. — 256 с. — (Японская классическая библиотека).
Макото Сиина (род. в 1944 г.) — яркий и знаменитый деятель современной японской культуры. Он писатель, кинорежиссер, фотохудожник, путешественник. Учился в Токийском институте фотоискусства. Прошел путь от низов японской журналистики до Олимпа национальной литературы. Работал редактором многотиражки, а затем главным редактором популярного журнала «Хон-но дзаси» (Журнал о книгах). Является редактором этого журнала и в настоящее время.
Профессионально он начал заниматься литературной деятельностью с 1979 г., в 1980 г. его автобиографическая повесть «До свидания, бабушка из книжной лавки «Кокубундзи!» стала бестселлером. С тех пор написал несколько сборников эссе, рассказов и роман. Его проза приобрела необыкновенную популярность особенно среди молодежи. Многие его книги написаны о путешествиях, которые являются его страстью и образом жизни. По числу бестселлеров это один из ведущих писателей Японии. «Творческий импульс писателя вызывается ощущениями, чувствами обыденной жизни, — пишет крупный японский литературовед, профессор университета Васэда Итиро Ито. — Его литературный стиль близок к разговорному языку, его творчество свободно от «заклятия» рассматривать мир в рамках идеологических схем».
Творчество Макото Сиины представляет собой одно из новейших направлений японской литературы. Это новый мир японского романа. Каждый текст — хитроумное оптическое устройство, система зеркал, мгновенно затягивающая читателя в пространство его произведений. Диковинная фантастика Макото Сиины не укладывается в рамки досугового чтения и во многом напоминает экспериментальную прозу, обычно относимую к жанру «высокой литературы».
Как кинорежиссер, сценарист и продюссер Сиина работает с 1990 г. на собственной киностудии «Хонэ-фильм». Он создал особый жанр фильмов о единстве человека и природы. За снятый в 1995 г. в Монголии фильм «Белая лошадь» Макото Сиина получил четыре премии, в том числе Большой приз японской кинокритики и Японский приз за выдающуюся режиссуру.
Он много и разнообразно пишет. Это и большие романы, такие, как «Туман над городом печальным», «Повесть о сыне Гаку», «Ворон на Гиндзё», «Станция Симбаси, выход на Воронью рощу» и другие, и сборники рассказов: «Белая рука», «Кот-эмигрант», и многочисленные заметки о путешествиях, в том числе по России («По Сибири вдогонку», «Стульчак Нитаринова», «59 градусов ниже нуля»), и занимательные книги «Сегодня я люблю этого человека» (литературные портреты 23 современных японцев), и книга о японской кухне «Поймешь, если попробуешь!». Большинство книг написано в жанре фантастики. Роман «Птица-реклама» награжден японской Гран-при за лучшее произведение научной фантастики.
Сиина Макото. Туман над городом печальным / Пер. с яп. Г. Г. Свиридова. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. — 160 с.
Сиина Макото. Когда дождь кончится / Пер. с яп. Д. Рогозина // Он: Новая японская проза. — М.: Иностранка, 2001. — С. 25—50.

Светлана Ермишко, главный библиограф библиотеки Мухинского училища
Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы