|
Где утолить нотный голод?
Ирина Безуглова, заведующая ОНИиЗ РНБ, кандидат искусствоведения.
Даже в таком "музыкальном" городе, как Петербург, сегодня к услугам музыкантов все две общедоступные библиотеки. Что же предлагает читателю нотный отдел РНБ?
Много ли в Петербурге нотно-музыкальных библиотек и кто ими пользуется? Это Отдел нотных изданий и звукозаписей Российской национальной библиотеки (РНБ), Центральная государственная публичная библиотека им. В. В. Маяковского и ее филиал — музыкально-художественная библиотека им. А. А. Блока, Научная музыкальная библиотека Государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, библиотека филармонии им. Д. Д. Шостаковича, отдел нотных изданий Библиотеки Российского Института Истории искусств, Центральная музыкальная библиотека Государственного академического Мариинского Театра. Нотные библиотеки имеют Театр Оперы и балета им. М. П. Мусоргского, Государственная академическая капелла, Телерадиокомпания; музыкальные училища (четыре), музыкальные школы, городские и районные, имеются нотные фонды и в некоторых районных библиотеках.
Библиотек немало, но все они, за редким исключением, обслуживают своего читателя — либо учащегося, либо работающего в учреждении, к которому относится библиотека. Читателя со стороны там не обслужат, хотя в читальные залы таких крупных библиотек, как консерваторская и Института Истории искусств, он проникнуть сможет.
На обслуживание широкого круга пользователей в Петербурге рассчитаны только две библиотеки города: федеральная — РНБ и городская — им. В. В. Маяковского. Была еще библиотека филармонии. Но, к сожалению, о ней приходится писать в прошедшем времени, так как несмотря на богатейший фонд, уникальные картотеки и высококвалифицированных сотрудников, возможности обслуживания читателей у этой библиотеки минимальные. Полное отсутствие техники, необходимой для каталогизации и копирования изданий, слабое финансирование не позволяют реставрировать обветшавшие ноты и комплектовать фонд в нужном объеме, (см. стр. 6). А теперь библиотека филармонии надолго закрылась на инвентаризацию фондов.
Итак, всем читателям рады только две крупные библиотеки города. Но может быть библиотеки музыкальных учреждений полностью удовлетворяют своих читателей? Едва ли. Нотные издательства сократили и объем, и ассортимент своей продукции. Комплектование библиотек «обросло» проблемами как общими для всех, так и специфическими для библиотек разного статуса. Наиболее труднодоступными стали зарубежные издания, особенно — современной музыки. А между тем запросы читателя-музыканта возросли и усложнились. Характерен повышенный интерес к современной музыке — отечественной и зарубежной — и музыке прошлых веков, несправедливо забытой. Музыканту приходится «добывать» необходимые издания, проводя поиск по всем известным ему библиотекам. Но нередко оказывается, что ему мало что известно о фондах и возможностях нотно-музыкальных библиотек. Скажем, в РНБ, располагающую самым большим в стране фондом раритетных изданий и большими, чем у других библиотек города, возможностями комплектования, страждущий может попасть в последнюю очередь. Поэтому надеемся, что публикуемая в данной статье информация о возможностях Отдела нотных изданий и звукозаписей (ОНИиЗ) РНБ будет полезна как библиотекарям, так и читателям.
Отдел обслуживает читателей всех возрастов, записавшихся в библиотеку. Читальный зал открыт для них ежедневно. Абонемент обслуживает только докторов наук, профессоров и народных артистов, им также пользуются театры, филармония, консерватория, капелла (рядовой пользователь может взять ноты по абонементу только в библиотеке им. В. В. Маяковского). В РНБ можно ознакомиться с нотным изданием в читальном зале, поработать с ним в специальной комнате, оборудованной пианино, послушать звукозапись. Читатель может унести с собой ксерокопию издания или перезаписанную на свою кассету грампластинку, компакт-кассету или компакт-диск.
Собрание ОНИиЗ РНБ — самый крупный и ценный в стране фонд нотных изданий. На 1 января 2003 года он насчитывал 334 576 экземпляров нотных изданий и 38 260 единиц звукозаписей. Фонд нотных изданий формируется на основе получения двух обязательных экземпляров нот, выпускаемых в России. Помимо текущего, ведется и ретроспективное комплектование: приобретение нот из частных коллекций и библиотек, на книжных аукционах, в книжных магазинах. Осуществляется международный книгообмен. Фонд музыкальных звукозаписей пополняется за счет покупки аудиоматериалов в магазинах, из частных коллекций, иностранного книгообмена.
Нотный фонд включает издания светской и церковной музыки, музыкального фольклора, музыкально-теоретических сочинений, пособий по обучению игре на музыкальных инструментах, нотно-музыкальных журналов. Основную часть составляют российские издания XVIII—XXI веков, а также издания стран, входивших ранее в Российскую империю и СССР. Раритетная часть русского фонда представлена первыми русскими нотными изданиями, выпущенными в XVIII веке государственными типографиями, синодальной типографией и нотоиздательскими фирмами: Герстенберга, Герстенберга и Дитмара, Кестнера, Рейнсдорпа и Ленголда, Вевеpa и других. Есть издания произведений иностранных композиторов, работавших в России. В частности, уникальное издание сонат итальянца Лодовико Мадониса, выпущенное в Петербурге в 1738 году, первая в России печатная партитура музыки к исторической драме «Начальное управление Олега», сочиненная итальянскими композиторами К. Каноббио, Дж. Сарти и русским композитором В. Пашкевичем на текст императрицы Екатерины Великой (Санкт-Петербург, 1791).
Ценную часть фонда составляют нотно-музыкальные журналы, изданные в Российской империи в XVIII — начале XX вв. Зарубежные ноты представлены изданиями XVI—XX вв. Раритетная часть (XVI—XVIII вв.) содержит более 1600 названий иностранных изданий. Они большей частью поступали в фонд в составе частных коллекций и библиотек.
Одно из самых ранних нотных изданий Публичная библиотека приобрела в составе коллекции П. Сухтелена (Suchtelen) — это изданные в 1540 году в Антверпене Симоном Кокком (Symon Cock) Souter Liedekens ghemaectter eeren Gods op alle die Psalmen va David. Издание очень редкое, в RISM не числится. 23 издания попали в фонд Отдела нотных изданий из польской коллекции Залусских. Среди них наиболее интересны: Villanelle d'Orlando di Lassus. Libro secondo. (Roma, 1558); одно из первых изданий итальянской фирмы Gardano — II primo, [- quarto] libro delle villotte alla napoletana... (Venezia, 1562); издание, не числящееся в RISM: Libro de madrigali di Galeazzo Sabbatini concertati a due, tre et «Quattro voci...(Antwerpen, 1640). Много иностранных изданий попало в библиотеку в составе коллекции князей Юсуповых и передано из Эрмитажной императорской библиотеки.
История формирования фонда нотных изданий тесно связано с историей самой библиотеки. Первые нотные издания попали в ее коллекцию в 1795 г. в составе польской библиотеки братьев Залусских. В дальнейшем частные коллекции и библиотеки, а также единичные поступления от частных лиц сформировали наиболее ценную, раритетную часть нотного фонда. В 1836 г. в Императорскую публичную библиотеку была передана коллекция генерал-графа П. К. Сухтелена — ученого и библиофила. Она состояла из ценнейших книг и рукописей, среди которых имелись редкие нотные издания и автографы музыкальных деятелей.
Значительное место среди нотных раритетов занимают экземпляры, поступившие в библиотеку из личной императорской Эрмитажной библиотеки. После Октябрьской революции в Публичку были отданы национализированные частные собрания. В том числе — значительная часть нотной библиотеки князей Юсуповых, содержащей нотные издания и рукописи (копийные) произведений зарубежных композиторов второй половины XVIII — первой половины XIX веков.
За счет ретроспективного комплектования библиотеку пополнили отдельные ценнейшие нотные издания. Значительную роль в комплектовании музыкальных фондов раритетами сыграли известные историки музыки, служившие в библиотеке: князь В. Ф. Одоевский, помощник директора в 1846—61 гг., В. В. Стасов, библиотекарь, заведующий Отделением искусств и технологии (1855—1901 гг.). В 1802—1820 гг. в библиотеке работал бывший нотоиздатель Бернгард Брейткопф, в ведении которого были книги на иностранных языках. В конце XVIII века он имел в России издательства, издающие книги и ноты. Значительная часть изданных им нот имеется в фонде.
Российские нотоиздатели XIX века Ф. Стелловский, М. Беляев, П. Юргенсон способствовали пополнению музыкального фонда библиотеки, передав туда свои издания, не попавшие в библиотеку в качестве обязательного экземпляра. Ретроспективное комплектование велось в библиотеке активно и целенаправленно. Один из первых ее директоров — А. Н. Оленин (1811—43 гг.) стремился собрать в библиотеке полный репертуар российской печати. По его распоряжению в 1830 г. И. А. Крылов, известный баснописец, служивший в библиотеке с 1812—41 гг. в качестве заведующего Отделением русских книг, собрал сведения о российских изданиях XVIII века. С этими сведениями один из библиотекарей посылался в Москву для розыска продающихся изданий XVIII века. Поскольку в ведении И. А. Крылова находились и нотные издания, он мог собрать сведения о светских и синодальных изданиях музыки XVIII века, которые, вероятно, частью же попали в библиотеку.
Несмотря на то, что ретроспективное комплектование положило начало музыкальным фондам библиотеки, основополагающая роль в формировании фонда нотных изданий принадлежит обязательному экземпляру, который она получает от всех нотоиздательств страны. Но обязательный экземпляр поступал в библиотеку нерегулярно. Особенно велики были пробелы в годы Первой Мировой войны и после революции. С 1931 г. поступления обязательного экземпляра были упорядочены. Это связано с началом выхода в свет «Нотной летописи» — регистрационного указателя нотных изданий, выпускавшихся в России, а затем, с 1936 г., в СССР.
В 1936 году начала работу Всесоюзная книжная палата, распределяющая Обязательный экземпляр по библиотекам. С этого времени «Публичка» регулярно получала два обязательных экземпляра нот, выходивших во всех республиках Союза. Но с распадом СССР и появлением рыночных отношений система распределения обязательного экземпляра была разрушена. Обязательный экземпляр нотных изданий поступает теперь только из России, а ежегодный объем в последние годы сократился до нескольких сотен (до «перестройки» величина достигла в среднем 4 тыс. в год). Иностранный книгообмен, налаженный еще в XIX веке, ведется постоянно, прерываясь только в военные и ближайшие послевоенные годы.
С 1960 г. комплектуется фонд звукозаписей. Он состоит из грампластинок, компакт-дисков и кассет. Преобладающая часть собрания — грампластинки. В их числе — раритетные пластинки начала века, среди которых — редчайшие записи хора Храма Христа Спасителя (Москва), вокалистов русских императорских театров.
|
|