|
Злорадно-садистская небылица
От романа молодого и тогда еще никому неизвестного писателя Иэна Бэнкса «Осиная фабрика» в 1984 году консервативная Англия сошла с ума. Авторитетные издания выплеснули на свои страницы бурю эмоций, обозвав книгу «отвратительным произведением», «жутким и тошнотворным романом», «глупой, скверной, злорадно-садистской небылицей о семейке шотландских психов, одному из которых нечем больше заняться, кроме как зверушек мучать». Особенно разошелся орган «образованного большинства» — газета Times: «С литературной точки зрения «Осиная фабрика» воспаряет до уровня заурядности. Может быть, непроходимо откровенными выражениями и бесстыдством сюжета автор рассчитывал взять приемлемо авангардную ноту. Не исключено, что это просто шутка, призванная одурачить литературный Лондон, заставить уважать откровенную халтуру».
Если это и была шутка, то она удалась. Спустя пятнадцать лет бывший новичок Бэнкс попал на пятое место «литературного хит-парада Миллениум», уступив лишь Шекспиру, Джейн Остин, Оруэллу и Диккенсу.
Итак, на небольшом островке вместе с чудаковатым папашей-доктором, никого не пускающим в свой кабинет, живет шестнадцатилетний Фрэнк. Про его существование знает ограниченное число людей. У него есть ненормальный братец, недавно сбежавший из психушки и пробирающийся через всю Шотландию назад к дому. Впрочем, по поводу вменяемости Фрэнка у читателя тоже быстро появляются сомнения. Он с олимпийским спокойствием признается вам, что убил троих человек. Но, по его мнению, на то были весомые причины. Какие? Он не такой, как все. Но не в том смысле, что он «право имеет», истоки его «особенности» физиологического характера. Он строит картину мира, исходя из своей ущербной уникальности, и отстаивает ее до конца, чтобы в итоге узнать страшную правду: он не тот, кем считал себя шестнадцать лет жизни...
Прошу прощения за полунамеки, просто не хочется портить впечатление тем, кто решит прочитать этот роман. Вероятно, он противопоказан людям, которые не переносят описания физических уродств. Но вообще-то писатель не испытывает удовольствия от их смакования. Если отбросить сюжет, вы получите книгу о нравственных патологиях, вызываемых навязыванием неверных представлений о собственной личности, подавлением «я» и бесконечной ложью. Блестящая композиция, тонкий юмор и пронзительная откровенность являются бесспорными достоинствами романа, которые перечеркивают всю беспредметную критику.
Осиная Фабрика: Роман / Пер. с анг. А. Гузмана. —СПБ.: Азбука-классика, 2002. — 272 с.
Егор Яковлев
|
|