Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Заказать фасадное остекление недорого в компании "Архитектура стекла".
Архив журналов - № 5 (5)'03 - БИБЛИОТЕКИ МИРА: СОВРЕМЕННОСТЬ
Медиатека и утопия
Борис Федорович Володин, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела библиотековедения Российской национальной библиотеки, кандидат педагогических наук

Процесс информатизации французского общества изменил роль библиотеки
в его жизни. Благодаря этому Франция стала лидером
и в сфере библиотечной информатизации, и в плане востребованности библиотеки обществом.

Библиотечная информатизация общества началась во Франции в 1980-е гг. Тогда стало очевидным, что Франция значительно отстает в этом направлении от других постиндустриальных стран мира. В то время в ФРГ и Голландии уже успешно функционировала система координированного комплектования библиотек зарубежной литературой, которая позволяла практически в полном объеме отражать все новые издания, выходящие в мире. В Великобритании и США к этому моменту уже сложились региональные системы кооперирования. Ничего подобного во Франции не было. И не в последнюю очередь — в силу традиционной для нее концентрации всех сторон жизни общества в столице.
В большинстве стран Европы изменения в сфере библиотечного дела рассматриваются в контексте концепции «информационного общества», которая во Франции воспринимается как нечто само собой разумеющееся. На первое же место французы выдвигают понятие «информатизация» (informatisation). В концептуальных и программных документах термин «информационное общество» не употребляется, но подразумевается в том же значении, которое вкладывают в него разработчики аналогичных документов других стран.
Во Франции традиционно предпочитают обходиться без ярлыков по отношению к социуму и говорят просто об обществе. Акцент делается на процессе его перехода к новому качеству, в связи с чем идет речь об информатизации общества (L'informatisation de la societe). Информатизация при этом рассматривается как процесс, который «приводит в конечном итоге к созданию в развитых странах общества, основанного на использовании информационных сетей»1.
Участие библиотек в информатизации общества расценивается во Франции как деятельность, оказывающая большое влияние на социум. Информатизация самих библиотек рассматривалась, прежде всего, как процесс качественного, точнее, революционного их изменения — и внутреннего, и внешнего. Имеет место следующий алгоритм перехода к информационному обществу: меняется библиотека —> измененная библиотека определяет развитие информатизации —> информатизация качественно изменяет общество.
Суть библиотечной информатизации заключалась в подчинении всех процессов распространения аудиовизуальных документов библиотеке для установления некоего культурного контроля за их распространением и использованием. С этой же целью ставилась и задача опережения проявлений возможных негативных процессов. И в период формирования новой идеологии библиотека не только приобрела дополнительные «модные» функции, но и взяла на себя ответственность за обеспечение контроля над воздействием новых технологий на общество.
По мнению Жан-Пьера Клавеля, «развитие медиатек, не внедренных в библиотеки, может привести к тому, что среда перестанет нуждаться в библиотеках»2. Библиотека стала «домом книги, изображения и звука» (maison du livre, de l'image et du son) и стала называться медиатекой (Mediatheque). Последнее обстоятельство было воспринято профессиональным библиотечным сообществом достаточно болезненно. Впоследствии в специальной литературе не раз отмечалось, что этот парадокс — отказ от самого термина «библиотека» — стал возможным в одной из самых развитых библиотечных стран мира3.
Сторонники отказа от «устаревшего» понятия «библиотека» использовали и такие аргументы, как требование заменить книгу другими информационными носителями (в связи с необходимостью сохранять леса), а также вопрос адекватной реакции на тот факт, что люди перестают читать и все более увлекаются видео, телевидением и другими видами досуга.

Реализация утопии
Другой важный концептуальный элемент идеологии французской библиотечной информатизации заключался в стремлении преодолеть два основных противоречия, которые стали так очевидны в конце XX в. Первое было связано с потребностью еще большей специализации библиотек. Еще в эпоху Просвещения именно во Франции возникла идея энциклопедии как свода всех имеющихся знаний. Она породила желание воплотить на практике идею создания «энциклопедической библиотеки», которая собрала бы на своих полках все издания, выходящие в мире.
По мере развития библиотечного дела эта идея становилась все более утопичной. Но с появлением новых технологий возник замысел ее воплощения в новом качестве — путем создания национальных и международных сетей. А решение этой проблемы позволило бы решить противоречие между желанием читателя иметь в своем распоряжении всю библиотеку и желанием библиотекаря жестко контролировать использование фондов.
Для решения вечного противоречия между доступностью и сохранностью нужны были новые технологии. А это, в свою очередь, означало, что принципиально должна была измениться роль библиотекаря. По мнению Дени Варло (Denis Varloot), на смену «сторожу сундука» (Gardien du coffre) должен был прийти «консультант по информации» (consultant en information). В данном случае под «сторожем сундука» подразумевался библиотекарь, который в соответствии с французской традицией назывался именно «хранитель» (conservateur)4.
Идея «энциклопедической библиотеки» была последовательно воплощена именно во Франции, где она появилась в новом качестве — как совокупность фондов Национальной библиотеки и региональных библиотечных систем страны. Основу новой «энциклопедической библиотеки» составил Национальный сводный каталог.
Проект создания «Очень большой библиотеки» (Tres Grande Bibliotheque), включавший строительство нового здания национальной библиотеки, начатое по распоряжению президента Республики в 1989 г., стал первым крупным библиотечным проектом в сфере информатизации общества. Здесь начали использовать все имеющиеся в распоряжении новейшие технологии5.
Эталонами информатизации стали две столичные библиотеки — Информационная публичная библиотека Центра Жоржа Помпиду и Медиатека Центра науки и промышленности Ла Вилет, расположенная в одноименном районе.
Первая из них стала библиотекой энциклопедической информации, «домом книги, изображения и звука». Ежедневно ее посещают более 13 тыс. человек. В частности, здесь имеется 28 специально оборудованных пунктов для работы с аудиодокументами, 52 — для работы с аудиовизуальными документами, 40 индивидуальных кабин для просмотра кинофильмов. Предмет особой гордости — уникальная лаборатория для изучения более 120 иностранных языков.
Вторая — медиатека в Ла Вилет — идеально дополняла мир передовых технологий, которые раскрывал своим посетителям Центр науки и промышленности, демонстрируя, что библиотека относится к самым передовым институтам общества. Медиатеку ежедневно посещают около четырех тысяч человек. Ее посетители, в частности, могут пользоваться видеодисками и смотреть фильмы в двух версиях — на французском и языке оригинала. Причем видеодиски не выдаются на руки, а передаются с центрального пульта управления на дисплей автоматизированного места пользователя — 170 таких мест размещены в медиатеке для взрослых на трех этажах6.

Роль государства
Для французского общества традиционно значительную роль играет государство. Оно берет на себя ответственность за обеспечение различных отраслей жизнедеятельности социума. И в этом Франция не похожа на другие страны Европы. Французский историк Фернан Бродель не без гордости отмечает: «Как бы там ни было, мне кажется, что строптивая Франция не взяла пример с соседей, не прониклась в должной мере страстью к наживе...»7 В новых условиях роль и ответственность государства усилились. Один из главных идеологов французской библиотечной информатизации Лионель Жоспен (Lionel Jospin) особо отмечал, что государство, переложив основную инициативу на местные власти, не отказывается от своей ответственности8.
Государство участвует в этом процессе в лице Управления библиотек, музеев и технической информации, созданного в 1982 г. Оно, в свою очередь, является частью Генеральной дирекции высшего образования министерства национального образования и Управления книги и чтения министерства культуры9. Государство взяло на себя расходы по оплате труда научного персонала муниципальных и центральных библиотек-абонементов (bibliotheque centrale de Pret — специфический вид публичных библиотек Франции, созданных в городах департаментов, но предназначенных только для внестационарного обслуживания сельского населения подведомственной территории).
В лице Национального центра литературы (Centre Nationale de lettres) государство взяло на себя и расходы по созданию первичного фонда центральной библиотеки-абонемента, комплектованию в течение первого года функционирования библиотеки, а в дальнейшем — по комплектованию специализированных коллекций, которые будут создаваться как дополнение к основным фондам универсального профиля. Государство отрегулировало свои отношения и с принципиально новыми для Франции библиотечными объединениями, возникшими именно в условиях децентрализации общественной жизни страны — региональными агентствами кооперации (объединения, которые сложились на территории крупных исторических регионов Франции — Аквитании, Бретани, Нижней Нормандии, Эльзаса и др.)10.
Создание региональных библиотечных агентств позволило реализовать в масштабах страны программу «Наследие» (Patrimoine). Она нацелена на максимальное раскрытие и изучение исторически ценных книжных фондов всех библиотек страны (вне зависимости от ведомственной принадлежности) для обеспечения их сохранности. На базе агентств, в регионах Франции были созданы лаборатории и центры, оснащенные техническим оборудованием. Они позволяют осуществлять консервацию, обеспечивать сохранность фондов, реализовать проекты по созданию «изобразительной памяти» регионов, архивов видеоматериалов и т. д.
По мнению Л. Жоспена, неизменной оставалась и традиционная для Франции ориентация на совершенствование системы образования. Но в данном случае ставилась принципиально иная, глобальная задача — приблизить библиотеки к пользователям на всех уровнях — от школьника до ученого. В связи с этим библиотеки рассматривались как часть общей стратегии развития университетов11.
Важнейшие приоритеты государства по отношению к библиотекам были сформулированы главой государства — президентом Французской Республики Франсуа Миттераном (Francois Mitterant) в письме к премьер-министру Мишелю Рокару (Michel Raucart) в день национального праздника (День взятия Бастилии) 14 июля 1988 г. — на первом этапе информатизации библиотек. Президент, в частности, подчеркнул: «Книга и печатное наследие — это сердце нашей цивилизации. Поэтому я желаю, начиная с 1981 г., предпринять значительные усилия, чтобы позволить нашей стране преодолеть свое отставание в этой области и занять достойное место среди европейских стран.
Принятие закона о единой цене на книгу, строительство тысячи библиотек департаментов и коммун, библиотек ассоциаций, увеличение числа клубов и других публичных учреждений для чтения, модернизация Информационной публичной библиотеки Центра Помпиду — все это направлено на выполнение моего желания...
...Мне хотелось бы еще дальше пойти в этом направлении путем создания очень большой библиотеки абсолютно нового типа... Эта большая библиотека должна охватывать все отрасли знания, быть доступна всем желающим, ориентироваться на использование самых совершенных технологий передачи данных, оказывать консультационные услуги на расстоянии и поддерживать связь со всеми другими европейскими библиотеками»12.
Традиционное для французских политиков стремление показать свою активность в отношении важнейших областей жизни общества отчетливо проявлялось в сфере библиотечного дела и до начала информатизации, выражаясь, в частности, в действиях социалистов и коммунистов.
В результате серьезных перемен во Франции сложились новые группы, определяющие развитие библиотек. Так, профиль библиотек, по мнению Марина де Лассаля, в большей степени стали определять не библиотекари, а местные депутаты, работники управлений культуры, архитекторы и другие группы13. Благодаря их воздействию Франция, например, стала в 1990-е гг. одним из мировых лидеров в строительстве новых и реконструкции старых библиотечных зданий.
Преобразования в области библиотечного дела были связаны с усилением ответственности местных властей, что в свою очередь определялось политикой децентрализации всех сфер жизни страны. В области библиотечного дела произошло перераспределение полномочий между центральными и местными органами управления, но традиционно значительная роль государства не ослабла.
В целом, информатизация общества стала для библиотек Франции принципиально новым этапом развития не потому, что они получили больше средств на использование новейших технологий. Процесс информатизации общества просто-напросто изменил роль библиотеки в его жизни. Франция стала лидером и в сфере библиотечной информатизации, и в плане востребованности библиотеки обществом.


1См.: Informatisation // Dictionnaire de l'informatique. Acteurs, cocepts, reseaux. Avec la collaboration de N. Detollenaere, J.-P.Meinadier. Paris, 2000. P. 110.
2Clavel J.-P. L'avenir des bibliotheques ou la bibliotheque de l'avenir // Bull. bibl. France. 1989. T. 34. № 2—3. P. 207 — 213.
3См., например: Giappiconi Th., Carbone P. Management des bibliotheques: Programmer, organiser, conduire et evaluer la politique documentaire et les service des bibliotheques de service public. Paris, 1997. P. 22.
4См.: Varloot D. Bibliotheque du futur ou futur sans bibliotheque? // Bull. bibl. France. 1983. T. 28. № 6. P. 578.
5См., например: Histoire des bibliotheques francaises. Les bibliotheques au XX siecle. 1914—1990. /Sous la direction de M. Poulain. Paris, 1992. P. 508.
6См. подробнее об этом: Недашковская Т. А. Организация видеотек и медиатек во Франции // Библиотеки за рубежом: Сб. / ВГБИЛ. Ред. Е. А. Азарова, С. В. Пушкова. М., 2001. С. 56—72.
7Бродель Ф. Что такое Франция? Кн.2: Люди и вещи, ч. 2: «Крестьянская экономика» до начала XX в. М., 1997. С. 416.
8Jospin L. Une politique pour les bibliotheques // Bull. bibl. France. 1989. T. 34. № 6. P. 494—498.
9Так, в соответствии с законом о распределении обязанностей между государством и местными властями, государство взяло на себя ответственность за охрану фондов библиотек страны.
10Первые агентства возникли в 1984 г. К 1990 г. в стране сложилось 18 региональных агентств, которые на макрорегиональном уровне кооперировали деятельность библиотек входящих в каждый из регионов департаментов — основной административно-территориальной единицы страны) и входящих в департаменты коммун (Более подробно см. об этом: Володин Б. Ф. Библиотечная реформа во Франции: региональный аспект // Библиотека и регион: Научно-инф. сб. / РГБ. Вып. 1. М., 1995. С. 45—70).
11Успешная реализация библиотечной информатизации во Франции стала возможной и благодаря тому, что в самом начале процесса библиотечной информатизации был разработан целый пакет документов — законов и декретов, которые регулировали права и обязанности различных инстанций, учреждений и служб, в том числе функции местной общественности (закон № 84-53 от 26 января 1984 г.), свободы и права коммун, департаментов и регионов (закон № 82/231 от 2 марта 1982), полномочия комиссаров Республики и общественных организаций государства в регионах (декрет № 82-389 от 10 мая 1982 г.) и др.
12Здесь и далее цит. по кн.: Caar P., Melot M. Advis pour la Grande Bibliotheque. Paris, 1988. P. 3.
13См.: Де Лассаль М. Парадоксы успеха политики публичного чтения // Петербургская библиотечная школа. 1999. № 2. С. 74.
Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы