Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 3 (3)'03 - МУЗЕЙНЫЕ БИБЛИОТЕКИ
Музейный библиотекарь
Библиотека музея — это особая библиотека, как считает Берит Эльгор, автор данной статьи, секретарь Международного комитета ИКОМ по документации (CIDOC).

5 июня 1992 года Датский национальный музей, крупнейший культурно-исторический музей страны, распахнул свои двери перед посетителями после трехлетнего перерыва, связанного с проведением работ по реконструкции и модернизации. Теперь снаружи он выглядит совершенно по-новому, большая часть его экспозиций уже переделана, а в остальных продолжаются работы. Появились новые помещения, такие, как зал для экспонирования временных выставок площадью в тысячу квадратных метров, зал для проведения лекций, показа фильмов и театральных представлений, а также пять аудиторий для учебных целей. Рядом с большим вестибюлем со стеклянной крышей (раньше здесь находился один из внутренних дворов) разместились музейный магазин сувениров, ресторан, кафе и, наконец, главная библиотека музея, где я работаю.
Библиотеки есть в большинстве музеев, они весьма различны — от нескольких полок со справочными изданиями до крупных собраний специальной литературы со штатом квалифицированных библиотекарей. Основная задача таких библиотек состоит в том, чтобы оказывать учреждению, которому они принадлежат, помощь в выполнении его задач. В Датском национальном музее это означает обеспечение деятельности по комплектованию коллекции, каталогизации, хранению, научно-исследовательской и просветительной работе. Одни библиотеки обслуживают только музейный персонал, другие, хотя и используются сотрудниками музея, в то же время открыты для посетителей. Существуют, однако, немногие библиотеки, предназначенные специально для общественного использования.
В Датском национальном музее есть главная библиотека, четырнадцать библиотек отделов и вновь созданная библиотека — читальный зал для посетителей; все они составляют единую административную единицу. Библиотечный фонд Музея насчитывает свыше трехсот тысяч книг и около 1600 периодических изданий. В Музее семь квалифицированных библиотекарей, пять помощников библиотекарей и получивший специальную подготовку продавец книг, не считая нескольких внештатных работников, имеющих различное образование. Работники библиотек отделов обслуживают исследователей и других сотрудников отделов, а также людей, нуждающихся в литературе по специальной тематике, например студентов разных учебных заведений. Главная библиотека занимается пополнением библиотечного фонда, каталогизацией литературы, ее выдачей по абонементу, а также решением административных и кадровых вопросов, не только своих, но и большинства библиотек отделов.

Библиотека для
посетителей
Принимая во внимание тот факт, что библиотеки Музея находятся в различных местах, во время реконструкции было решено создать библиотеку — читальный зал специально для посетителей. Естественно, здесь, в отличие от библиотек отделов, собрана литература более популярного характера. Насколько мне известно, библиотек такого рода существует немного и все они находятся в основном в естественноисторических музеях. Что же касается культурно-исторических музеев, то они, по крайней мере в Европе, не располагают библиотеками, предназначенными для посетителей. Поэтому, когда мы создавали новую библиотеку, нам практически не на что было опереться при определении групп наших будущих пользователей, и мы основывались на исследованиях восьмидесятых годов, касающихся пользователей нового Национального музея.
Основная задача библиотеки-читального зала для посетителей состоит в том, чтобы оказывать пользователям помощь в работе со справочной литературой и в поисках нужных сведений, а также в том, чтобы отвечать на телефонные вопросы по тематике Национального музея. В этом нам оказывают содействие музейные хранители, специалисты в области истории, археологии, этнологии, нумизматики и консервации. Хранители помогли нам и при создании библиотечного фонда, составив список основной литературы; часть ее уже находится в нашей библиотеке, остальное мы продолжаем постепенно приобретать. Кроме того, мы располагаем различными справочниками междисциплинарного характера, указателями и подборкой специальных журналов.
Перед библиотекой-читальным залом для посетителей стоит еще одна важная задача — снабжать литературой различные курсы, организованные в Музее для школьников и взрослых. Датский национальный музей предлагает им разнообразные циклы занятий по темам его коллекций, например таким, как «Век викингов», «Индейцы Северной и Южной Америки», «Китобои Гренландии», «Повседневная жизнь и религия монголов». Мы уже приобрели литературу по этим темам, однако со временем намереваемся пополнить наш фонд, чтобы им могли пользоваться школьники и студенты при подготовке сочинений и курсовых работ на материале Музея. Поэтому мы завязали контакты с библиотекарями начальных и средних школ, чтобы выяснить у них, каковы запросы учащихся и уровень их знаний.
В библиотеке-читальном зале для посетителей хранится принадлежащая Музею фонотека этнической музыки. Здесь можно прослушать и музыкальные записи, продающиеся в музейном магазине сувениров. Кроме того, мы планируем собрать видео- и аудиозаписи телевизионных и радиопрограмм о самом Национальном музее и по темам, имеющим отношение к его коллекциям. Уже сейчас в библиотеке есть полная подборка изданий Музея, а со временем здесь можно будет познакомиться со всеми публикациями его сотрудников.
В библиотеке-читальном зале для посетителей находится собрание литературы по музейному делу — единственный в Дании фонд литературы по данной дисциплине. Он принадлежит Датскому институту подготовки в области музейного дела, но из-за отсутствия в институте подходящего помещения хранится в Национальном музее.
Пока что мы не занимаемся широкой рекламой библиотеки-читального зала для посетителей, прежде всего потому, что ее фонд нуждается в расширении. Мы должны выяснить, какие разделы фонда вызывают наибольший интерес и, следовательно, какие из них нам надо пополнить. Однако мы занимаемся подготовкой различных мероприятий в области маркетинга, которые в скором времени будут осуществлены.
Если судить по первым шести месяцам работы библиотеки читального зала для посетителей, наши предположения относительно запросов ее будущих пользователей оказались достаточно точными. Сейчас у нас сложилось довольно ясное представление об интересах посетителей. «Обычных» музейных посетителей, как правило, интересуют такие темы, как викинги, Гренландия и эскимосы, монеты, крестьянские костюмы, церкви и датировка памятников древности. Если мы сами не в состоянии дать исчерпывающий ответ или если требуется консультация специалиста, пользователя направляют в библиотеку соответствующего отдела или к хранителю. Однако следует сказать, что библиотека-читальный зал для посетителей служит для библиотек отделов своего рода буфером и освобождает библиотекарей отделов и хранителей от необходимости отвечать на традиционные вопросы. Поскольку библиотека располагает учебной литературой, многие школьники приходят сюда в поисках литературы, необходимой для написания школьных работ. Библиотекой пользуются и учащиеся при подготовке спектаклей по каким-то специальным темам. И наконец, учителя тоже находят здесь литературу по интересующей их теме.
Библиотечная система Дании финансируется государством, каждая библиотека получает определенную субсидию. Иначе обстоит дело с финансированием музейных библиотек: средства выделяются музею, а он распределяет их по отдельным статьям бюджета. Следовательно, сам музей решает, сколько он может израсходовать на деятельность библиотеки.
Создание новой библиотеки является дорогостоящим делом как с точки зрения финансовых затрат, так и в отношении вложенного в него труда. Средства на организацию и обеспечение деятельности библиотеки — читального зала для посетителей предоставил Датский национальный музей. Была открыта новая ставка сотрудника с полным рабочим днем и выделены четыреста тысяч датских крон (около 65 250 долларов США) на создание библиотечного фонда (ежегодная сумма на приобретение литературы для библиотеки Национального музея составляет около восьмидесяти тысяч долларов, а для библиотеки- читального зала для посетителей — около семнадцати тысяч). Это может показаться недостаточным, но благодаря пожертвованиям и передаче в библиотеку-читальный зал для посетителей дублетов книг из библиотек отделов нам удалось довести фонд энциклопедий и справочников примерно до трех тысяч названий, наша же конечная цель — иметь около шести тысяч названий. Библиотека-читальный зал для посетителей — библиотека справочной литературы, поэтому книги не выдаются на дом, ими можно пользоваться только в читальном зале.

Особые задачи
Есть ли разница между работой в «обычной» научной библиотеке и работой в библиотеке музея? В некоторых отношениях, в частности в том, что касается технической работы, она незначительна или ее просто не существует. Но если вряд ли можно проводить параллели между работой библиотекарей и научных сотрудников научно-исследовательских учреждений, то в методах работы музейных библиотекарей и хранителей есть много общего. В качестве примера можно привести такую область, как документация: богатый опыт анализа информации и описания изданий позволяет библиотекарям помогать хранителям в определении принципов каталогизации, разработке терминологии и составлении предметных, именных и других файлов. Так как постепенно происходит компьютеризация документационной деятельности музеев, становится все более важным, чтобы библиотекари и хранители работали в тесном контакте, поскольку вскоре повсеместно войдет в практику связывать базу данных музейных предметов с библиографической базой данных.
Еще одной областью для сотрудничества является просветительная работа музеев. Музейные библиотекари часто жалуются на то, что их не привлекают к участию в ней, хотя деятельность по коммуникации и народному просвещению является одним из краеугольных камней библиотечного дела. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что сами библиотекари должны заставить музей поверить в свои потенциальные возможности. Пример тому — библиотека-читальный зал для посетителей Национального музея, играющая теперь заметную роль в просветительной деятельности.
Другое существенное различие состоит или, вернее, состояло, в отсутствии сотрудничества между музейными библиотеками. Сеть научных библиотек в Дании давно существующий, высоко развитый и действенный организм, а подобной сети библиотек культурно-исторических музеев практически не существовало. Теперь же благодаря компьютеризации библиотеки музеев более тесно сотрудничают друг с другом как в национальном, так и в международном масштабе. В 1991 году в рамках ежегодного заседания Международного комитета ИКОМ по документации (CIDOC) в Копенгагене прошла первая конференция музейных библиотек, а в 1993 году Копенгаген должен был принять конференцию музейных библиотекарей Скандинавских стран.
В библиотечной работе, как и в любой другой, необходима определенная профессиональная квалификация. Когда четыре года назад я начала работать в Национальном музее, моя основная задача состояла в модернизации и компьютеризации рабочих процессов и организационной структуры, что включало создание диалогового каталога и библиотеки читального зала для посетителей. Я получила базовую подготовку по научным библиотекам, где затем работала над модернизацией процессов, а также занималась организацией библиотек по технике, экономике и психологии. Но мне почти не приходилось иметь дело с гуманитарными науками, что же касается музеев, то я о них почти ничего не знала. В Национальном музее я получила возможность использовать одновременно свое библиотечное образование и университетскую степень по истории, то есть, по существу, это была работа, о которой можно только мечтать. От музейных библиотекарей не требуется иметь степень по истории, этнографии или родственным дисциплинам, но понятно, что для дела полезно, когда они (и особенно работники читального зала) проявляют большой интерес к тем областям знаний, о которых рассказывает музей. Равным образом важно, чтобы библиотекарь достаточно хорошо знал музейные коллекции и был информирован о всех направлениях музейной деятельности. Кроме того, библиотекарь в читальном зале должен быть дружелюбным и услужливым, поскольку он находится на виду и к нему предъявляются высокие требования.
Работа в таком современном учреждении, как Датский национальный музей, — это волнующее, вдохновляющее, а иногда и очень беспокойное дело. Но я полностью поддерживаю мнение, высказанное Эстер Бирбаум в ее исследовании, посвященном музейным библиотекам: «Специалисты в области библиотечного дела должны знать, что музеи — это особая сфера деятельности. Библиотекарь-практик получает там возможность принять участие в осуществлении важных проектов, в частности в приведении библиотечного фонда в состояние, вызывающее восхищение музейных сотрудников. Перед библиотекарем-педагогом стоит другая задача — готовить профессионалов, понимающих музейную философию, знающих методы музейной работы и способных трудиться вместе с руководителями и сотрудниками музеев над созданием оборудования и коллекций, которые будут способствовать выполнению миссии музея и обогащать жизнь людей в том обществе, которому они служат»1.

1 Esther Bierbaum. The Museum Library Revisted, Special Libraries, № 75, April 1985, p. 113.
Тема номера

№ 17 (467)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы