|
Праздник души
Инесса Тимофеева,
старший научный сотрудник НМО РНБ
Кризис детского чтения угрожает будущему России, интеллекту и нравственному здоровью ее народа.
Еще два-три поколения —
и мы будем иметь нечитающую страну со всеми вытекающими последствиями: утратой позиций в мировой культуре, науке, экономике и политике. Озабоченность этой проблемой уже высказывается на самом высоком уровне. Что делать, чтобы исправить положение?
В рекомендациях парламентских слушаний «Библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации» от 31.10.02, в частности, были отмечены два вопроса — необходимость повышения педагогического уровня работы библиотек и, как следствие, поручение Министерству труда и социального развития РФ ввести должность «библиотекарь-педагог» в школьных, детских и юношеских библиотеках. Министерство культуры РФ поручило учебным заведениям, готовящим кадры библиотечных работников, разработать курс «Библиотекарь-педагог», его программу и учебники.
Методическое пособие Ирины Ивановны Тихомировой «Школа творческого чтения» рассматривает чтение современных детей в свете традиций отечественной педагогики и руководствуется ее основными постулатами. Это, во-первых, утверждение К. Ушинского, что не всякое чтение полезно (а может быть и вредно), и что решающим здесь является вопрос, что читать и как читать. Во-вторых, утверждение В. Сухомлинского, что наибольший эффект развитию ребенка дает чтение для души — без принуждения.
Исходя из этого, автор утверждает, что кризис детского чтения заключается не в том, что дети мало читают (хотя и это есть!), а в том, что они увлекаются так называемой массовой культурой. Она же зачастую антигуманна по своей сути, в то время как классика, рекомендуемая школой, не воспринимается детьми из-за эстетической неразвитости, которая, в свою очередь, является результатом глобальной ошибки. Отказ от воспитания, характерный для постсоветского периода, привел к одностороннему взгляду на книгу как источник информации и принизил ее роль как средства формирования личности.
Это базовое заблуждение породило и ошибочную методику. Широко бытует мнение, будто степень влияния книги на ребенка всецело зависит от уровня понимания прочитанного, который определяется умением анализировать текст, извлекая нужную информацию. Сотни пособий создано на эту тему, а интерес детей к книге падает. Почему? Автор убедительно показывает, что литературоведческий тренинг важен, т. к. учит аналитическому мышлению и вводит в мир науки о литературе. Но он не может быть главным в методике руководства детским чтением, потому что не он, а сопереживание вызывает интерес к чтению и силу влияния его на ребенка. А усиливает сопереживание не литературоведческий, а литературно-педагогический анализ, цель которого не разложение текста на составляющие, а напротив — синтез и воссоздание общей картины. Без этого нет целостности художественного впечатления, необходимого для эмоционального восприятия произведения, как рассказа о человеке, об отношениях между людьми, о жизни, — того, что вызывает личное отношение к книге и самопознание.
Эта позиция наиболее адекватно выражается в творческом чтении, которое, по мысли автора, представляет собой встречное движение творчества писателя и творчества читателя. В книге И. Тихомировой воспитание творческого чтения реализуется в беседах, в текстах, в материалах для обсуждения, в литературных играх (конкурсах, заданиях), с помощью которых педагоги, родители, библиотекари могут развивать у детей чуткость к слову, образное мышление, умение видеть в персонажах живых людей с их индивидуальностью, сложностью и многогранностью, а также идентифицировать себя с ними (раздел «Грани читательского творчества»).
Автор предлагает стимулировать детей, давая им установку на выработку в себе стремления и умения читать, а главное, на постоянную духовную потребность в чтении художественной литературы (разделы «Бывало ли такое с тобой?», «Прояви свой талант»). Большую ценность представляет разделы «Тайна читающего ребенка», в главах которого раскрывается психология ребенка читающего художественную литературу.
Конкретная методика — высшая математика нашего дела. Психология, педагогика, литературоведение — все это для того, чтобы найти подход и повлиять на Его Величество ребенка. И каждая находка подобна формуле. Отсюда исключительная емкость и содержательность пособия и необходимость всегда иметь его под рукой каждому учителю, каждому библиотекарю.
Тихомирова И. М.: ВЦХТ, 2003. — 160 с.
|
|