Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Срочная печать дешевая печать визиток и срочное.
Архив журналов - № 11 (11)'03 - ДЛЯ ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ
Школа читателя
Галина Николаевна Касимовская,
заведующая организационно-методическим отделом Челябинской областной юношеской библиотеки

Для организации чтения в Челябинской областной юношеской библиотеке создана школа
«Культура. Образование. Чтение». Она ориентирована на два направления работы — формирование информационной культуры молодежи и воспитание у нее потребности вдумчивого чтения.

Организация чтения подрастающего поколения — общая задача, но каждый регион имеет свои особенности и находит различные формы деятельности.
Формой организации чтения юношества в Челябинской областной юношеской библиотеке (ЧОЮБ) стала школа «Культура. Образование. Чтение». Ее главная цель — подготовка молодого читателя к индивидуальной читательской деятельности, направленной на удовлетворение потребности в деловом, досуговом и самообразовательном чтении.
Школа выбрала два направления работы. Первое — формирование информационной культуры как части общей культуры личности. Второе — воспитание у молодежи потребности в постоянном и вдумчивом чтении.
Выбор направления по формированию информационной культуры продиктован, с одной стороны, потребностями современного образования — подготовить молодого гражданина к жизни и деятельности в условиях информационного общества.
С другой стороны, необходимо учитывать то обстоятельство, что в библиотеку молодой читатель приходит, как правило, для удовлетворения потребности в деловом чтении. На этот факт обращает внимание и конкретное социологическое исследование в юношеских библиотеках Челябинской области, показавшее, что «информационные запросы молодых читателей в возрасте от 15 до 25 лет базируются, прежде всего, на содержании учебной деятельности».
Кроме того, исследования разных лет и практика работы юношеских библиотек подтверждает «безграмотность запросов» и «устойчиво необразованного читателя» среди старшеклассников и студентов. Все это говорит о необходимости информационного образования молодежи.
Быть информационно образованным человеком — значит уметь оперативно находить информацию, правильно ее оценивать и эффективно использовать по назначению. Этим навыкам необходимо учиться.
Для организации деятельности в этом направлении ЧОЮБ выбрала экспериментальную площадку — школу-гимназию, где провела анкетирование учащихся, их родителей и учителей. Опрос показал, что у каждого учащегося имеется домашняя библиотека (более 100 книг) и персональный компьютер. Однако в получении информации, согласно ответам, предпочтение отдают книге. Родители хотят видеть своих детей читающими, а учителя школы мечтают о том, чтобы все учащиеся приобрели навыки информационной культуры.
В библиотеке разработана программа для старшеклассников «Основы информационной культуры». Ее цель — дать учащимся навыки информационного самообеспечения. Она включает:
• освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации;
• овладение методами аналитико-синтетической переработки информации;
• изучение и практическое использование технологий подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся.
Библиотека провела пять обязательных занятий школы «Культура. Образование. Чтение» для всего класса и индивидуальные консультации для желающих получить более глубокие знания.
Мы рассматриваем чтение как сложный интеллектуальный и психологический процесс. Понимаем, что процесс чтения и переработка информации у каждого молодого читателя индивидуален и зависит от многих факторов. Однако занятия в библиотеке помогают каждому составить и пройти свой образовательный маршрут.
К работе со старшеклассниками библиотекари подходят дифференцированно, занятия носят практическую направленность. Например, библиотека обеспечила информационную поддержку изучению творчества А. С. Пушкина в 10-м классе. Специалисты библиотеки показали путь самостоятельного поиска информации по заданию учителя, проконсультировали, как правильно построить сообщение и написать реферат с использованием нескольких печатных источников, как составить список литературы по теме.
Воспитание читателя — процесс длительный, и в этой работе важна преемственность. В новом 2003—2004 учебном году мы составили программу деятельности, объединив усилия трех библиотек: школьной, детской и областной юношеской.
В ЧОЮБ состоялся педагогический совет «Единое информационно-образовательное пространство школы и библиотеки», на котором выступали учителя, специалисты библиотеки, руководители школы, школьный библиотекарь. Частью мероприятия стала экскурсия по библиотеке и знакомство с выставкой-просмотром «Школа XXI века: литература нового поколения».
Педагоги убедились, что ЧОЮБ располагает богатыми информационными ресурсами на традиционных и новых носителях, которые необходимо активно использовать в образовательном процессе.
Кроме того, рассказывая о работе библиотеки в «Год чтения», хотелось бы отметить такие комплексные мероприятия, как «Неделя молодежной книги», «Неделя знаний», «День защитника Отечества», организация летнего чтения старшеклассников «Ах, лето красное» и др. Комплексные мероприятия позволяют раскрыть богатство фондов, познакомить читателей с работой каждого отдела, привлечь разные образовательные учреждения к участию в мероприятиях библиотеки, широко распахнуть двери для всех желающих стать ее читателями.
Второе направление деятельности школы «Культура. Образование. Чтение» — воспитание у молодежи потребности в постоянном и вдумчивом чтении.
Чтение художественной литературы должно стать частью жизни молодежи. Это позволит ей приобрести косвенный жизненный опыт, освоить многочисленные роли взрослого человека, получить навыки межличностного общения, строить собственное «Я».
Что читает юность? Каким книгам отдает предпочтение? Какими мотивами руководствуется при выборе литературы? Как относится к прочитанному? Как расширить круг чтения молодежи?.. Вопросов больше, чем ответов, особенно если учесть, что читатели в юношеской библиотеке «не самая разговорчивая возрастная группа».
Библиотекари через книжные выставки ведут с читателями опосредованный диалог. Книжные выставки «Чтение и чтиво», «На подиуме — книга», «Круг чтения великих писателей», «Новая проза новой России», «Чтение для сердца и разума», «В чужой строке найти себя» были востребованы молодежью.
Юным важен диалог со сверстником, чтобы его организовать, библиотека открыла год назад «Книжное кафе», составила программу работы. Это встречи с интересными людьми, писателями и поэтами, литературные праздники и литературные беседы, часы поэзии, виртуальные путешествия и т. д.
Для открытия «Книжного кафе» библиотека выбрала тему «Виктор Гюго — XIX век — Нотр Дам де Пари — XXI век». В течение трех часов читатели слушали и говорили о творчестве великого французского романиста, читали его стихи, наслаждались французской версией мюзикла Нотр Дам де Пари. Итог — на протяжении нескольких месяцев самый спрашиваемый роман в библиотеке — «Собор парижской Богоматери» В. Гюго.
К 170-летию выхода романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» библиотека подготовила читательскую конференцию «Онегин, добрый мой приятель..?!».
Читательская конференция как форма общения и разговора о литературном произведении способствует глубокому его прочтению, воспитывает самостоятельность суждений, дает возможность привлечь к разговору о романе в стихах широкий круг литературы. В выступлениях и сообщениях десятиклассники ссылались на книги Ю. Лотмана, В. Набокова, В. Непомнящего, А. Позова и др. Отрывки из романа в стихах «Евгений Онегин» в исполнении С. Юрского, музыка П. И. Чайковского стали дополнением к разговору. Но главное — это общение молодежи друг с другом и гениальным произведением А. С. Пушкина, оценка его значимости в русской и мировой культуре, понимание его современности. Подтвердились слова Н. В. Гоголя «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».
Челябинская областная юношеская библиотека является методическим центром для библиотек области, работающих с юношеством, и концепция «Года чтения» предусматривала трансляцию опыта ЧОЮБ на библиотеки региона, в том числе через курсы повышения квалификации по теме «Формирование информационно-образовательной среды для молодых пользователей». В работе курсов приняли участие 30 библиотекарей области. Они подробно рассмотрели такие вопросы, как:
• психолого-педагогические особенности информационной деятельности;
• теоретико-методические основы создания информационно-образовательной среды в библиотеке;
• современные информационно-педагогические технологии в формировании личности молодого пользователя;
• личность библиотекаря в диалоге с юностью: профессиональное мастерство и творчество.
В целом, концепция «Года чтения» позволила систематизировать работу библиотеки по организации чтения юношества, участвовать в формировании творческого читателя, продвигать лучшие образцы современной литературы, создавать привлекательный имидж библиотеки, привлечь новых читателей.
И еще один вывод: в информационный век знания приобретают особую ценность, поэтому главным в работе юношеской библиотеки с молодыми читателями должен стать девиз «От информации — к знаниям».
Тема номера

№ 19 (301)'17
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы