Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 1 (1)'03 - КНИГОЧЕЙ
Учение дона Коэльо
До недавнего времени в среде интеллигенции и «продвинутой» молодежи считалось дурным тоном не знать, кто такой Карлос Кастанеда. На сегодняшний день то же самое можно сказать об имени бразильского писателя Пауло Коэльо. Да и вряд ли найдется сейчас человек, который хотя бы раз не слышал о нем: cлишком уж часто его упоминают различные средства массовой информации. Российским читателям Коэльо известен, прежде всего, по роману «Алхимик». На данный момент на русском языке вышли еще несколько его книг, среди которых большой популярностью пользуются романы «Дьявол и сеньорита Прим» и «Вероника решает умереть», завершающие трилогию «В день седьмой…».
Судьба Коэльо сама по себе — сюжет для романа. В молодости он снискал себе славу бунтаря и поклонника Че Гевары: возглавлял рок-группу под незамысловатым названием «Революция», трижды сидел в тюрьме, где подвергался жестоким пыткам. Его писательский путь начался по традиционным меркам поздно — лишь в возрасте 34 лет — с романа «Паломничество». Между тем мы все являемся свидетелями того, как Коэльо превращается в символ для думающей молодежи рубежа веков. Недавно он был избран почетным членом Бразильской академии литературы, по знаменитости став на одну ступень с такими известными бразильскими авторами, как Жоржи Амаду и Ж. Де Ассис. Его романы, переведенные на 56 языков, являются наиболее продаваемыми из всех произведений бразильской прозы. О чем же пишет этот знаменитый южноамериканский «маг»?
Рано или поздно для каждого из нас становятся актуальными вопросы выбора жизненного пути, целесообразности наших поступков. И, естественно, каждый жаждет прийти к ответу самостоятельно, но на дороге ищущего встречается немало препятствий. Это и мнимая неосуществимость его заветной мечты, и желание не причинить страдания своим близким, и боязнь поражения, и, наконец, страх перед достижением желанной цели. К этим четырем преградам, я думаю, вполне можно причислить и пятую. В настоящее время, когда жизнь ускоряется с каждым днем, у нас остается все меньше времени на то, чтобы подумать о своей судьбе. В этой банальной суете растворяешься настолько, что перестаешь задумываться, а действительно ли ты на своем месте? И горе тому, кто, оставшись, наконец, один, вдруг начинает понимать, что проживает свою жизнь зря: занимается нелюбимым делом, встречается не с тем человеком, учится не в том институте… Следствием «не своего пути» становится Горечь (по научному, Купорос). Присутствуя в каждом человеке в разных пропорциях, Горечь поражает самое важное наше свойство — волю. У нас не хватает сил совершить революцию внутри себя, вернуться к своей мечте. Живя в собственном мирке, тщательно отгораживаясь от других, мы слабеем и тем самым даем Горечи возможность развиваться. Сначала исчезает желание любить, а затем и жить…
Так случилось с Вероникой, героиней романа «Вероника решает умереть». Казалось бы, у нее было все, что можно пожелать: любящая мать, стабильная работа, внимание мужчин, друзья. И все-таки она решила умереть, почему? Виной тому Горечь. Наглотавшись снотворного, Вероника не умирает сразу, а попадает в клинику для душевнобольных «Виллете». Ей остается жить не больше недели. И все же, за столь короткий срок, несмотря на то, что Горечь не хочет отпускать ее, героиня по-новому осмысляет жизнь. Вероника понимает, что в том, как сложилась ее судьба, виновата лишь она сама. Ожидая смерти, она учится встречать каждый день как подарок судьбы и проживать его, словно он последний. Из этих ощущений само собой появляется непреодолимое желание жить, пусть для этого даже придется нарушать общепринятые законы. Это необходимо, быть чуточку безумным — от любви ли к близкому человеку или просто потому, что живешь.
Жизнерадостная, согревающая душу, полная оптимизма книга способна полностью перевернуть ваши представления о жизни и любви.
Несколько иного рода роман Коэльо «Дьявол и сеньорита Прим». Здесь затронуты другие вопросы. Что значат для каждого такие, казалось бы, абсолютные понятия, как добро и зло, как уживаются они в одной душе? Роман написан в любимой российским читателем латиноамериканской традиции, где причудливо переплетаются реальность и вымысел. Нам предстоит провести три мистических ночи, наблюдать общение духов с людьми, принять участие в борьбе между дьяволом и ангелами. На этот раз полем битвы между ними стал обычный захудалый провинциальный городок Вискос, жители которого погрязли в лицемерии и взаимной ненависти. Нет, казалось бы, более удачного места для наступления темных сил, и, возможно, Дьявол одержал бы еще одну победу, если бы не Шанталь Прим — девушка, которая, как и все жители городка, оказалась перед выбором, но сумела перебороть искушение. Ей придется пройти через многие сомнения и страхи, прежде чем она обретет душевный покой.
И вновь в романе особое место занимает тема мечты… В упорном следовании ей Коэльо является преданным учеником Карлоса Кастанеды, одна из значимых идей которого — миссия, уготованная любому из нас. Продолжая разрабатывать этот вопрос, Коэльо показывает, что каждый человек способен, несмотря ни на что, побороть в себе страхи и «сделать шаг к лучшей жизни». Главное, по его мнению, не сомневаться в том, что путь, который ты чувствуешь своим, единственно правильный.
Эти книги популярны среди молодежи, особенно приходится по душе идеализм «бразильского мага». К тому же немаловажную роль в популярности Коэльо играет тот факт, что его романы написаны с изящной простотой. Хотя литературные эстеты насладятся массой аллюзий и реминисценций, Коэльо остается вполне открытым и для менее подготовленного читателя.
Его философия является такой притягательной еще и потому, что отражает реальный человеческий опыт. Литературное поприще и всемирная писательская слава стали для Коэльо воплощением юношеской мечты. Поэтому он с полным на то правом говорит нам — выбирающим свой путь сегодня:
«…В таком случае, спросите вы, зачем же нам следовать Своей Судьбе, если из-за этого нам предстоит страдать сильнее, чем всем остальным? Затем, что, когда неудачи и поражения останутся позади — а в конце концов они непременно останутся позади, — мы познаем ощущение полного счастья и станем больше доверять самим себе. Ведь в глубине души мы верим, что достойны того, чтобы с нами произошло нечто необыкновенное».

Ирина Красникова, студентка СПбГУКИ
Тема номера

№ 4 (454)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы