Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
двери капель цена доступна
Архив журналов - № 1 (1)'03 - Избранные статьи
Вне времени — внутри пространства
Елена Горбунова

«Вселенная — некоторые называют ее библиотекой — состоит из огромного, возможно бесконечного числа шестигранных галерей, с широкими вентиляционными колодцами, огражденными невысокими перилами. Из каждого шестигранника видно два верхних и два нижних этажа до бесконечности. Устройство галерей неизменно: двадцать полок по пять длинных полок на каждой стене; кроме двух: их высота, равная высоте этажа, едва превышает средний рост библиотекаря. К одной из свободных сторон примыкает узкий коридор, ведущий в другую галерею, такую же, как первая и как все другие. Налево и направо от коридора два крохотных помещения. В одном можно спать стоя, в другом — удовлетворять естественные потребности. Рядом винтовая лестница уходит вверх и вниз и теряется вдали. В коридоре зеркало, достоверно удваивающее видимое. Зеркала наводят людей на мысль, что библиотека не бесконечна (если она бесконечна на самом деле, зачем это иллюзорное удвоение?»). Борхес Х. Л. Вавилонская библиотека. // Проза разных лет. — М, 1989. С. 80.

Петербург получил прекрасный подарок — новое здание Российской национальной библиотеки. Насколько реализация этого проекта отвечает чаяниям читателей и сотрудников библиотеки — покажет время. Оно необходимо, чтобы по достоинству оценить продуманность организации архитектурного пространства, комфорт читальных залов, надежность технологий хранения и транспортировки книг. Полезен будет и небольшой экскурс в историю развития библиотеки как художественно-пространственной среды.
«Библиотека» — слово греческого происхождения — первоначально означало просто помещение для книг. Впоследствии это понятие было перенесено и на само собрание книг, а затем так стали называть учреждение, предназначенное для хранения книг и предоставления возможности широкого пользования ими.
Потребность в библиотеках возникла вскоре после изобретения письменности, первоначально неалфавитной. Первые сведения о существовании библиотек относятся ко времени существования государства Шумер. В то время они представляли собой собрания государственных и хозяйственных документов, сочетая, по сути, признаки как архива, так и библиотеки.
В Ниппуре — религиозном центре Шумера — археологи нашли несколько тысяч табличек, датируемых 1700 годом до н. э. Библиотека этого города размещалась в 62 отведенных для нее помещениях, причем в ней уже тогда применялись определенные элементы систематизации литературы!
До наших дней сохранились сведения и о библиотеке царя Хеттского государства Хаттусилиса III (1283—1260 гг. до н. э.). Это государство существовало на протяжении 7 веков на территории современной Сирии.
Самая крупная из ныне известных библиотек Древнего мира — это библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (668—631 гг. до н. э.) в Ниневии. Она имела универсальный характер. В ней хранились религиозные и магические тексты, списки стран, рек и гор, царские послания, труды по астрономии, астрологии, математике, ботанике, медицине. Было там и большое собрание вавилонской литературы. Всего же ее «фонды» составляли порядка 10 000 глиняных табличек.
На каждой стояла печать: «Дворец Ашшурбанипала, царя царей, царя страны Ашшур, которому бог Набу и богиня Гаслиста даровали уши и зоркие очи, чтобы разыскивать творения писателей моего царства», указывалось название документа и имелось примечание (оригинальный ли это текст или его копия). Если это была копия, то в начале отмечалось, что она сверена с оригиналом, и указывалось место его нахождения, а также имя переписчика, дата снятия копии, число строк в документе.
На одной из глиняных табличек было написано: «Я велел поместить на табличках славные письмена, произведения книжного искусства, которые не изучал ни один из моих предшественников, я собрал письмена во дворце моем, я разделил их на разделы и я, царь царей, любимец богов, я умею даже читать их». Свой дворец в Ниневии, где находилась библиотека, Ашшурбанипал назвал «Домом наставлений и советов».
В Британском музее хранятся фрагменты каталога этой библиотеки, который был составлен по определенной системе. На специальных плитках указывались название произведения (по его первой строке), комната, где оно находилось, и полка, на которой оно хранилось. На каждой полке библиотеки имелась глиняная «этикетка» с названием той или иной отрасли знания.
Сохранились и описания древнеегипетских библиотек. В Египте по отношению к ним пользовались двумя понятиями — «Дом книги» (храмовая библиотека) и «Дом жизни» (библиотека, которая использовалась и в религиозных, и в образовательных целях). Известна библиотека при храме Рамессеум, существовавшая во времена фараона Рамсеса II (ок. 1290—1224 гг. до н. э.). Ее вход украшала надпись «Целительница души».
Наиболее крупным книгохранилищем Египта в период эллинизма являлась библиотека Птолемеев в Александрии Египетской (Александрийская библиотека), основанная в 295 г. до н. э. царем эллинистического Египта Птолемеем I Сотером (323—283 гг. до н. э.).
За двести лет существования в ее фондах было собрано 700 тыс. свитков. Потомки Птолемея I продолжали заботиться о процветании Александрийской библиотеки. Об этом свидетельствует следующая история. Желая украсить Александрийскую библиотеку сочинениями великих греческих драматургов (Эсхила, Софокла и Еврипида), царь Птолемей III обратился в библиотеку Афин с просьбой предоставить ему оригиналы сочинений этих авторов для переписи. Афиняне согласились, но попросили у царя в залог огромную сумму денег, которая равнялась годовому доходу Египетского царства! Птолемей III согласился на условия афинян, великие трагедии греков были переписаны. Но в Афины вернулись только копии — оригиналы царь решил оставить у себя, не пожалев огромной суммы залога ради славы своей библиотеки.
В Александрийской библиотеке впервые была реализована система каталогизации и расстановки книг, созданная выдающимся ученым и поэтом Каллимахом (ок. 310—240 гг. до н. э.).
Во все времена опаснейшими врагами библиотек являлись огонь и вода. Александрийская библиотека перенесла множество пожаров и потопов. Горела она и во времена Александрийской войны Юлия Цезаря. В 47 г. до н. э. большая часть фондов библиотеки по распоряжению Цезаря была подготовлена для отправки в Рим. Когда книги пытались вывезти, возник пожар, и большая их часть погибла в огне. Оставшаяся часть библиотеки, перевезенная в римский квартал Серапиум, просуществовала до 389 г., когда она была уничтожена по приказу христианского патриарха Феофила.
В 283 г. до н. э. в северо-западной части Малой Азии возникло Пергамское царство, столицей его стал город Пергам. Огромная по своим фондам Пергамская библиотека, созданная царем Эвменом II (197—160 гг. до н. э.), соперничала с Александрийской библиотекой. История Пергамской библиотеки завершилась в 43 г. до н. э., когда Пергам уже был провинцией Рима, и Марк Антоний подарил большую часть библиотеки египетской царице Клеопатре.
Первая крупная библиотека в Риме была создана после смерти Цезаря одним из его приближенных — Азинием Поллионом. В 28 г. н. э. по инициативе императора Августа открывается библиотека храма Аполлона. Впоследствии римские императоры стремились следовать этому примеру и создавали новые библиотеки. Самой знаменитой из них стала библиотека Ульпиана, основанная в Риме императором Траяном (98—117 гг. н. э.), которая действительно могла соперничать с Александрийской библиотекой.
До настоящего времени сохранились некоторые сведения о зданиях, в которых помещались древние библиотеки, расположении и внутреннем декоре помещений. В трудах древнеримского архитектора Витрувия есть специальные указания, касающиеся строительства библиотек. Так, главным фасадом библиотеки должны были быть обращены на восток, так как занимались в них утром, в самое светлое время суток, а вредные для хранения рукописей ветры с юга и запада не должны были попадать в хранилище.
Внутри обязательно проектировался противопожарный коридор, отделявший книгохранилище от других комнат. Читальный зал обычно создавался в форме прямоугольника или полукруга, декорировался бюстами и портретами, которые размещались в специальных нишах, не отвлекая внимание читателя. Чтобы не раздражать глаза, использовался темный мрамор пола, отсутствовала позолота.
Кстати, в библиотеке, описанной Витрувием, а также в древних библиотеках эллинистического Египта хранились не «книги» в нашем понимании этого слова. Времена глиняных табличек прошли, однако «эпоха бумаги» еще не наступила. В античный период основным писчим материалом был папирус.
Все тексты наносились на длинный свиток папируса, и поэтому «книги» не листали, а разворачивали. В библиотеках античного мира были установлены особые столы со специальными подставками и «держателями» для свитков.
Папирус древние египтяне изготовляли из тростника, используя особую технологию. В отличие от современной бумаги, лист папируса можно было смять — спустя некоторое время он расправлялся сам и становился абсолютно гладким. Папирус был очень прочным, и его трудно было порвать. Изготавливался он только в Египте, и за его пределами стоил очень дорого. Поэтому один и тот же свиток папируса использовали несколько раз, удаляя предыдущий текст куском пемзы.
В период эллинизма, когда два могущественных и богатых государства — Пергамское царство и египетское царство Птолемеев — враждовали между собой, правивший тогда Египтом Птолемей V Эпифан запретил вывозить папирус из страны, и это было весьма суровым наказанием для врагов Египта.
Правители Пергамского царства, стремящиеся к тому, чтобы библиотека Пергама превзошла Александрийскую, были вынуждены искать новый, альтернативный папирусу материал для письма, каким и стал пергамен — отбитая, вытертая и заглаженная кожа козлят и ягнят. Рукописные тексты записывались на пергамене и помещались в переплет из двух досок. Так появилась привычная для нас форма книги.
Однако этот способ хранения информации был весьма дорогостоящим и не мог эффективно конкурировать с папирусом. Ситуация изменилась после изобретения бумаги и удешевления производства.
Культура Средневековья носила религиозный характер, что обусловило появление и интенсивное развитие храмовых, а особенно монастырских библиотек. Известный ученый и писатель Умберто Эко в своем романе «Имя розы», в частности, детально прорисовывает архитектурное пространство средневековой монастырской библиотеки, создает ее идеализированный образ.
В целом же выделение отдельного здания под библиотеку было для Средневековья большой редкостью. Чаще всего книгохранилище размещалось в небольших комнатах-шкафах вблизи алтаря или на антресолях часовен и храмов, иногда — над жилым корпусом монастыря, и оно обязательно соединялось с более просторным скрипторием.
Такие известные деятели эпохи Возрождения, как Франческо Петрарка (1304—1374) или Джованни Бокаччо (1313—1375), тщательно изучали старинные книги. Они застали в монастырских библиотеках сырость и грязь. Рукописи хранились в беспорядке, и многие тексты были утрачены по вине самих же монахов.
Уникальным историческим свидетельством является чертеж средневековой библиотеки в Сант-Галленском монастыре в Швейцарии. Он сохранился в виде рисунка красным цветом на пяти сшитых вместе телячьих кожах. Архитектурный план библиотеки включал скрипторий на первом этаже и книгохранилище — на втором. В центре скриптория располагался большой стол, а маленькие письменные столы были установлены по периметру комнаты. Имелись и антресоли для хранения книг.
Применялась ли в то время подобная планировка еще где-либо — остается неизвестным. В целом можно заметить, что средневековые библиотеки не имели такого пространственного размаха, как библиотеки античности.
Новый подъем строительство библиотек переживает лишь к концу эпохи Ренессанса. Помимо монастырских и университетских появляются частные библиотеки, доступные для посторонних читателей. На первое место по строительству специальных зданий выходит Италия.
Самым знаменитым собирателем книг в Италии в XV в. был Никколо Никколи (1363—1437). Он завещал свою богатую личную библиотеку Флоренции, чтобы в городе на ее основе была создана публичная библиотека. Позднее она получила название Библиотеки Лауренциана, став основой для создания общедоступной библиотеки. По проекту архитектора Микелоццо Микелоцци для нее было построено великолепное здание. Его архитектурное решение предвосхищает барокко. Так, вместо того, чтобы перекрыть длинное помещение сводами, как это делали архитекторы Ренессанса, использовали плоский потолок; стены были богато орнаментированы. Библиотека Лауренциана знаменита и своими интерьерами, созданными по проекту Микеланджело Буанаротти (1475—1564).
В эпоху Возрождения собирание книг стало не только достойным, но и очень «престижным» занятием. Первыми библиотеками, в которых очень важную роль играли визуальные оформления интерьера, стали Библиотека Ватикана и Королевская библиотека Св. Лаврентия в Эскориале (1567 г.). Стены над книжными шкафами и потолки в них были покрыты росписями, отражавшими назначение тех или иных залов.
Библиотека Ватикана в годы правления папы Николая V (1447—1455) стала крупнейшей в Италии и всей Южной Европе. Рукописи для нее приобретались повсеместно. Его преемник Сикст VI (1471—1484 г.) также покровительствовал библиотеке и перевел ее в роскошно декорированные залы. Собрание включало тогда 4 отделения — латинское, греческое, закрытое и частное (латинское и греческое были открыты для публики).
Что касается библиотеки Эскориала (Новая Кастилия, близ Мадрида), то «План Королевской библиотеки Св. Лаврентия» был разработан Хуаном Батистой Кардоной (1511—1589) и представлен королю Филиппу II, основавшему монастырь Эскориал в честь Св. Лаврентия. Монастырская библиотека занимала два зала, в третьем находился архив. В первом зале размещалась литература по различным наукам, его украшали портреты святых, теологов, ученых. Во втором были собраны универсальные и навигационные карты, математические инструменты, часы и другие экспонаты. Его оформление строилось на мотивах сотворения мира.
Библиотеки XVII—XVIII вв. в Европе, благодаря своему роскошному убранству, по сути объединяли библиотеку и музей. Им свойственен богатый архитектурный декор и обилие предметов искусства, массивных глобусов, механических приборов. Книжные полки у стен занимали все пространство от пола до потолка. Дверцы книжных шкафов также снабжались орнаментальной росписью. Главенствующую роль в интерьере библиотеки играло убранство, а книги отходили на второй план. Монастырские библиотеки по роскоши не отставали от светских (как, например, библиотека Страгова монастыря в Праге).
Тем не менее XVII в. подготовил базу для следующего столетия, когда были созданы самые крупные библиотеки, существующие и сегодня. Например, в XVIII в Англии впервые применили перпендикулярное стенам хранилища расположение шкафов. В дальнейшем именно оно использовалось в двух крупнейших книгохранилищах — Библиотеке Британского музея в Лондоне (открыта в 1759 г.) и в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне (открыта в 1800 г., после перевода Конгресса из Филадельфии в округ Колумбия). Так появились первые стеллажи.
Здания и интерьеры этих двух библиотек уникальны по своему замыслу. Теория Витрувия о том, что библиотека должна находиться в самом центре города и иметь внушительные размеры, нашла в них свое воплощение.
Помимо зданий для новых библиотек, в городах Европы строились и новые здания для старых библиотек. Подтверждение этому — библиотека Св. Женевьевы в Латинском квартале Парижа. Эта популярнейшая среди французского студенчества библиотека была построена в 1674 г. Через два столетия архитектор Анри Лабруст (1801—1875) спроектировал для нее новое здание, ставшее одной из достопримечательностей Парижа. С точки зрения архитектуры это здание знаменито тем, что в нем впервые была использована металлическая конструкция, обеспечивающая равномерное и обильное освещение читального зала через широкие окна с двух сторон.
Впоследствии А. Лабруст участвовал и в перестройке Национальной библиотеки Франции (1867 г.). Здесь он усовершенствовал свою идею металлической конструкции, применяя в декоре белый фаянс, который усиливает ощущение легкости. Лабруст отделил фонды от читального зала, создав идеально организованное для того времени центральное пятиярусное хранилище.
Крупные книгохранилища XIX в. требовали более технологичного оснащения. Совершенствовались столы для работы с книгами, система стеллажей, механические приспособления. Гигантские помещения нуждались в более совершенном отоплении. Так, в Бостонской библиотеке, которая открылась в 1850 году, для читателей были проведены специальные отопительные трубы — грелки для ног. И главным требованием при проектировании зданий и интерьеров библиотек тогда стали наибольшие удобства для читателя и его обслуживания.
XX век для библиотек в некотором роде явился новой «эпохой Возрождения». Многие старые библиотеки получили новые здания. Один из крупнейших проектов века — это строительство новой Александрийской библиотеки в Египте. Норвежские архитекторы воплотили в нем идею соединения прошлого и будущего. Здание библиотеки имеет символическую форму диска (солнца), одна из частей которого погружена в землю. Фасад и специальная защитная стена от ветров с моря будут расписаны иероглифами — таким образом, чтобы контур рисунка менялся в зависимости от освещения (игра света и тени).
Национальная библиотека Франции в ХХ веке получила новые помещения. На левом берегу Сены молодой французский архитектор Доменик Перро построил целый архитектурный комплекс, состоящий из четырех стеклянных башен в виде раскрытых книг (новое здание Национальной библиотеки было открыто в 1996 г.). Башни образуют внутреннее пространство, на котором разбит сад. Изменилась и типичная библиотечная планировка — в подземном и цокольном этажах размещены читальные залы, а в башнях — хранилища. В новом здании был также принят другой подход к обслуживанию читателей. Эта достаточно элитарная в прошлом библиотека, традиционно ориентированная на научных работников, начала обслуживать широкий круг читателей и стала публичной. Но при этом приоритетные группы читателей — научные работники — не испытывают в работе каких-либо неудобств (в одном здании библиотеки параллельно работают две системы читальных залов). Общий облик здания очень строг — полное отсутствие декора, а иллюзорное «отсутствие» стен, с помощью зеркальных стекол.

В оформлении использованы иллюстративные материалы из книги «Всеобщая история архитектуры» в 12 томах: Т. 2, Т. 5. — М.: Изд-во «Литература по строительству», 1973.
Тема номера

№ 16 (346)'19
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы