Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 1 (1)'03 - Избранные статьи
Библиотеки мира: современность
Доступ к информации - для всех.
Публичные библиотеки Финляндии.

Борис Федорович Володин,
кандидат педагогических наук. Ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела библиотековедения Российской национальной библиотеки

В каждой стране Европейского союза сложилась своя специфическая модель информационного общества, в развитии которой важнейшую роль играют публичные библиотеки. В Финляндии они приобрели особую значимость, став важнейшим институтом консолидации общества и гарантом сохранения принципов демократии.

Идеология консолидации общества

Для обозначения современного информационного общества в документах Европейского Союза используется термин eEurope - <информационное общество для всех>. В то же время - это и обозначение процесса модернизации европейской системы образования на основе использования персональных компьютеров по месту учебы и работы, а также концепция <Европы, основанной на знаниях>.
Особое место в этом процессе играет библиотека, и в первую очередь - публичная, то есть та, которая занимается обслуживанием самых широких слоев населения страны. Это не случайно - сами критерии информационного общества, критерии соответствия требованиям информационного общества по отношению к странам Европейского Союза ориентированы на оценку возможностей граждан той или иной страны в сфере публичного обслуживания. Определенным образом оценивается и уровень медицинского обслуживания, и работа полиции, и степень доступа к системе высшего образования, и т. д.
В 2002 г. по показателям публичного обслуживания Финляндия заняла третье место. Но в сфере библиотечного обслуживания широких слоев населения эту страну можно рассматривать как явного европейского лидера.
В каждой из стран Европейского союза сложилась своя специфическая модель информационного общества. В Финляндии его идеология начала формироваться в середине 1980-х гг. Но основы были заложены уже в конце 1920-х гг., когда особенно отчетливо проявилось стремление финнов более смело в сравнении с другими европейскими нациями действовать в сфере использования новейших технологий. Тогда это касалось области использования радио и проявилось, к примеру, в установке радиоприемников во всех учебных классах и ориентации национальной промышленности на выпуск дешевых радиоприемников.
Такой подход определил и характер использования новейших технологий в конце XX - начале XXI вв. Не случайно первой национальной библиотекой, которая, не смотря на критику, полностью отказалась от хранения газет в традиционной бумажной форме, стала именно Университетская библиотека в Хельсинки.
Этот же подход определил и развитие публичных библиотек. Финнам идеология новых информационно-коммуникационных сетей оказалась особенно близка в силу того, что они традиционно стремятся жить на хуторах, на определенном отдалении друг от друга.
Национальная стратегия перехода к информационному обществу - <Путь Финляндии к информационному обществу> - была одобрена правительством страны в 1995 г. В этом документе, в частности, были сформулированы его социальные задачи:
 достижение сбалансированного социального развития;
 создание наилучших условий для индивидуальной самореализации;
 построение гражданского общества;
 развитие страны как цивилизации, основанной на знании.
Идеология информационного общества стала идеологией консолидации финского социума в один из наиболее сложных периодов развития страны - сильнейшего экономического кризиса.
Тогда публичная библиотека стала важнейшим институтом консолидации общества и заняла важное место в программе правительства Пааво Липпонена (Paavo Lipponen), одобренной в 1996 г. В интервью, опубликованном в ведущем финском профессиональном журнале <Кирьясто>, он обратил особое внимание на значение библиотеки в новых условиях, но говорил не о новом подходе, а о преемственности рассмотрения ее как таковой и, прежде всего, публичной библиотеки как образовательного учреждения1. Ставка была сделана на обеспечение компьютерной грамотности всего взрослого населения страны через библиотеки.
В 1996 г. финны опубликовали <Национальную стратегию информационного общества>, разработанную Элви Туртиайнен (Elvi Turtiainen) и Сакари Хаапаниеми (Sakari Haapaniemi). В качестве одного из важнейших стратегических направлений развития страны было выделено обеспечение доступа к информационным услугам каждого члена общества и обучение пользования этими услугами. На библиотеки в связи с этим была возложена задача подготовки и переподготовки взрослого населения, для чего на их базе были созданы курсы для пользователей.

Информационное
общество как культурное
общество

В 2002 г. на экраны Финляндии вышел фильм режиссера Яри Халонена (Jari Halonen) <Жизнь Алексиса Киви> (Aleksis Kiven elama), который вызвал бурные дискуссии в стране. Эти дискуссии имели прямое отношение не к особенностям киноязыка режиссера и даже не к тому, как была представлена биография основоположника современной финской литературы и создателя современного литературного языка. Фильм был воспринят как произведение, имеющее ярко выраженный протест против глобализации в сфере культуры. Режиссер побуждал зрителя, наблюдавшего за борьбой финских интеллигентов со шведскоязычными противниками расширения сферы использования финского языка (причем противниками были те, кто более всего хотел служить Финляндии и ее народу, но на основе использования шведского языка!), задуматься над его современным положением. Он призывал задуматься о том, что сегодня финский язык активно вытесняется из различных сфер жизни не только шведским, но и английским.
Вопросы пользования национальным языком в условиях глобализации особенно тесно оказались связанными с вопросами развития национальной культуры. Для Финляндии эта проблема обрела очень острое значение, несмотря на то, что здесь ей уделяется традиционно огромное внимание. В качестве одного из самых активных институтов общества выступает публичная библиотека. Об этом свидетельствует и тот факт, что в Финляндии ее роль и задачи определены не только библиотечным законодательством, но и Законом о литературе и Законом об университете.
В современных условиях деятельность публичной библиотеки обрела особую значимость и потому, что все более очевидными стали ее возможности в плане преодоления негативных тенденций <глобализации массового сознания>. Библиотека становится своего рода <громоотводом>, устраняющим определенное негативное воздействие на потребителя массированной пропаганды определенного образа жизни и ценностей в СМИ, что особенно сильно действует на молодежь. При этом библиотека предлагает не борьбу, а определенный вид услуг на высоком качественном уровне, воспользоваться которыми может все население страны.
В середине 1990-х гг. в Финляндии был принят специальный программный документ, в котором финское информационное общество рассматривалось как культурное. Он разрабатывался под руководством Юкки Лиедеса (Jukka Liedes) и при активном участии нынешнего директора Университетской библиотеки в Хельсинки Кая Экхольма (Kai Eckholm) и получил соответствующее название - <Культурное информационное общество>.
В нем были определены стратегические основы и исходные позиции программы действий. При характеристике задач культуры в информационном обществе особое внимание было уделено именно вопросам сохранения национального языка2. В этом документе показано, насколько важна роль публичной библиотеки в <культурном информационном обществе>. Она рассматривается как <мозг финской культурной демократии>.
А в новом Законе о библиотеках, который начал действовать в 1999 г., значимость их культурной деятельности подчеркнута особо: <Целью библиотечно-информационных услуг, предоставляемых публичными библиотеками, является обеспечение равных возможностей всем гражданам для повышения культурного уровня, постоянного совершенствования знаний, навыков и умений>3.
В финском культурном информационном обществе начал меняться и сам облик публичной библиотеки. Он формировался на протяжении нескольких десятилетий - начиная с 1930-х годов, с первых смелых проектов великого архитектора Алвара Аалто (Alvar Aalto). Постепенно именно Финляндия стала мировым лидером в области библиотечной архитектуры. Об этом свидетельствуют построенные по индивидуальным проектам здания публичных библиотек практически во всех крупных и небольших городах страны.
Одним из наиболее известных проектов стало здание Городской библиотеки в Тампере, построенное по проекту архитекторов Райли и Реймы Пиетиля (Raiili Pietila, Reimo Pietila). Его интерьеры отличаются особым гостеприимством по отношению к читателям. Они не только берут здесь на дом книги, компакт-диски, видеодиски и другие документы, но и приходят сюда работать и отдыхать.
Финские библиотеки не похожи на библиотеки других стран и потому, что они очень функциональны. Эта функциональность заключается в том, что библиотека на протяжении нескольких десятилетий притягивает читателя к работе и просто к пребыванию в ее пространстве. Сама ее структура казалась устоявшейся и неизменной при всей неожиданности пространственных решений архитекторов, но в условиях информатизации начали происходить изменения в понимании функциональности.

В новых зданиях больших библиотек (они выполняют функции центральных региональных), построенных и спроектированных в 1990-х гг., отмечается отход от традиционной функциональности. В условиях общества знаний можно говорить о переходе от библиотечной функциональности к функциональности знаний. Так построена деятельность ряда крупных городских библиотек, например в г. Васа. Но самый смелый проект реализуется в Турку по инициативе директора библиотеки Инкери Няятсаари (Inkeri Naatsaari). Библиотека рассматривается как центр знания в широком смысле этого слова, а библиотечная деятельность - как управление знанием.
В строящемся здании Городской библиотеки Турку принципиально иной подход к пониманию функциональности проявился особенно ярко. Здесь ликвидированы все привычные отделы. Ее работа выстраивается по принципу множества библиотек в одной. Веса Ниингас, один из идеологов этого проекта, полагает, что <осколки> знания следует упорядочить таким образом, чтобы пользователь получил возможность видеть в целом все сферы знания и связи между ними, и через это выстраивать картину мира4.
В свою очередь, искусство управления деятельностью библиотеки видится ему в умении раскрывать многообразие знаний и представлять его фрагменты как части целого. Библиотека рассматривается как некий <космос знаний>, в котором каждый найдет то, что его интересует.

Опасности негативного сценария библиотечного развития

В начале XXI в. были определены основы новой библиотечной политики. В 2001 г. был подготовлен отчет, определивший основы этой политики на 2001-2004 гг. Руководителем проекта была Туула Хаависто (Tuula Haavisto). Среди разработчиков - выдающийся теоретик и практик Эско Хякли (Esko Hakli), до выхода на пенсию работавший директором Университетской библиотеки в Хельсинки.
В этом документе библиотека рассматривается как институт, который обеспечивает основные права в информационном обществе, распространяет информацию, знания и культуру, а также обучает граждан. Роль публичной определена следующим образом: <Публичная библиотека берет на себя заботу об обеспечении функционирования системы распространения информации и доступа к публичной информации, знаниям и культуре>5.
Особое внимание в документе было уделено возможным негативным тенденциям в том случае, если будут уменьшены расходы на поддержание библиотек. Основной акцент при представлении возможных негативных последствий в библиотечном деле Финляндии был сделан на две сферы - демократию и экономику.
Самая большая угроза демократии в Финляндии видится авторам документа в том, что в ряде муниципалитетов библиотеки настолько слабо обеспечены, что они не в состоянии полноценно вести традиционное обслуживание. Если ничего не будет предпринято, то библиотечная система в том виде, в каком она известна пользователям, просто-напросто исчезнет. Может произойти непоправимое: будет пересмотрена система публичных библиотек, и обеспечение равного доступа всех граждан к информации, знаниям и культуре станет невозможным. В результате цель, декларируемая идеологами информационного общества, не будет достигнута.
Подобные последствия представляют собой огромную опасность и потому, что тем самым будет положен конец самой традиции финского библиотечного обслуживания, которая столь успешно и так долго складывалась в этой стране.
Что касается экономического прогноза будущего библиотек в случае негативного варианта развития, то, по мнению авторов документа, будут разрушены сами основы финского информационного общества, а уникальный опыт, накопленный в Финляндии, не будет востребован.
Среди других возможных негативных последствий можно выделить следующие:
 не будет доступна информация о новых тенденциях развития вследствие устаревания библиотечных фондов и несоответствия их потребностям информационного поиска;
 небольшие муниципалитеты не смогут пользоваться возможностями полноценного поиска из-за несоответствия их компьютерных систем стандартам;
 сосредоточение библиотечного и информационного обслуживания только в крупнейших библиотеках будет означать для значительного числа пользователей необходимость поездок на большие расстояния.
В заключение отметим, что вышеизложенные прогнозы и выводы правомерны и для других стран, которые декларируют ориентацию на информационное общество, - в том числе и России.
1Paavoheimo J. Kirjasto - polvelujen hyvasta tasosta // Kirjasto. 1996. № 9. S. 244-245.
2Kirjasto laaja-alaista kulttuuria ja laatua tiedonhakuun: Kirjastopoliittinen ohjelma 2001-2004. Tyoryman muistio //http://www.minedu.fi/julkaisut/kirjatopoliittinenohjelma/kirjastopollttinen_tiivistelma.pdf.
3Цит. по: Гусева О. А. Использование Интернет в публичных библиотеках Финляндии//Библиотеки за рубежом: Сб. /ВГБИЛ. Ред. Е. А. Азарова, С. В. Пушкова. М., 2001. С. 44.
4Niiningas V., Naatsaari I. Osaaminen menestystekihana // Sivistuksen paikka: kirjotuksia kirjastontilasta /V.Niiningas, I.Naatsaari (Toim.). Jyvaskyla, 2000. S. 107-129.
5Kirjastopoliittinen ohjelma 2001-2004: Tyoryhman jasenet //http://www.minedu.fi/opm/kulttuuri/yleiset_kirjastot.html
Тема номера

№ 4 (454)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы